Скорее всего, на стол президента ляжет обоснованный отказ в строительстве метро в Красноярске за 114 млрд рублей, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
Губернатор Красноярского края Александр Усс в апреле этого года обратился к правительству РФ с просьбой выделить региону 191 млрд рублей на экологические проекты, чтобы восстановить окружающую среду и компенсировать ущерб от аварии «Норникеля» в 2020 году, связанную с разливом дизельного топлива.
Львиная доля средств в размере 114,5 млрд рублей, по мнению губернатора, должна пойти на строительство метро в Красноярске.
Остальные средства планируется вложить в 35 проектов, включающих, к примеру, компенсацию выпадающих доходов Красноярского края по налогу на прибыль, перевод на газ автомобилей, закупку трамваев и троллейбусов, а также исследование особенностей миграции оленей на Таймыре.
11 мая Усс прибыл в Кремль и повторил свои просьбы лично президенту Владимиру Путину.
Легко ли получать средства из федерального бюджета
Буквально в начале апреля Сибирский федеральный округ (СФО) остался без полномочного представителя президента — Владимир Путин отправил занимавшего эту должность Сергея Меняйло в отставку.
Сейчас Меняйло временно исполняет обязанности главы республики Северная Осетия — Алания.
Несмотря на то, что влияние полпредов в федеральных округах снизилось со второй половины нулевых, полномочные представители, безусловно, являются лоббистами интересов регионов в Москве.
В зависимости от их связей и дипломатических талантов решения о выделении бюджетных средств могут приниматься легко, либо не приниматься вовсе.
«Возможно, то, что губернатор Красноярского края обращается к Владимиру Путину напрямую является правильным, ведь пока неизвестно, когда назначат полномочного представителя президента в СФО», — объясняет Дмитрий Журавлев.
Эксперт отметил, что выделение средств на экологические проекты, среди которых значится метро, в целом можно обосновать, если подойти очень формально: все-таки метро уменьшает количество людей, использующих наземный транспорт.
«Есть другая проблема, исходя из которой Александр Усс просит деньги на метро в рамках экологической программы, — подчеркивает Журавлев. — Этот вид транспорта в Красноярске будет убыточным. Осуществить его как коммерческий проект невозможно, значит нужно искать обходные пути. У экономистов-регионоведов красноярское метро вызывает очень большие сомнения».
В любом случае, по мнению эксперта, главное решение будет принимать Минфин: министр финансов, помощник президента по экономическим вопросам, экспертное управление президента.
«Скорее всего, от этих структур на стол президенту ляжет обоснованный отказ, включающий в себя экспертные заключения, которые объяснят являются ли вложения в проект осмысленными», — отметил эксперт.
Строительство метро в Красноярске началось еще в 1995 году и множество раз приостанавливалось из-за проблем с финансированием. Сейчас станции законсервированы песком, а существующая застройка города уже не имеет ничего общего с тем планом развития подземки, который предлагали десятилетия назад. На актуализацию старого проекта недавно был выделен 1 млрд рублей.
Двойной план красноярского губернатора
Есть еще один момент. Вероятно, Александр Усс с помощью масштабных экологических идей, хочет не только выбить деньги на нерентабельный для краевого центра проект, но и обратить внимание федеральных властей на то, что «штрафные» от «Норникеля» стоило бы потратить в том числе на нужды того региона, где произошла экологическая катастрофа.
В мае 2020 года серьезная авария случилась в Красноярском крае на территории ТЭЦ-3 Норильско-Таймырской энергетической компании, дочернее предприятие «Норникеля». Произошла разгерметизация резервуара хранения дизельного топлива, из которого вылилось более 20 тыс. тонн нефтепродуктов. Роспотребнадзор выставил промышленному гиганту рекордный для России штраф в размере 148 млрд рублей.
Получится ли у губернатора Красноярского края в одиночку убедить правительство перевести штрафы «Норникеля» в бюджет региона является сомнительным.
Журавлев комментирует, что полномочные представители, безусловно, являются лоббистами интересов региона, но не на уровне бюджета – их деятельность является административной. Однако детали заключаются в том, что все зависит от конкретной фигуры: если полпредом назначат кого-то из бывших премьеров, который всех знает в Кремле, то деньги можно будет получить достаточно легко, заключил эксперт.
На встрече с Александром Уссом 11 мая Владимир Путин согласился, что Красноярску необходимо развивать авиаузел, отметив, что «это абсолютно естественное дело». Глава государства также пообещал поговорить и про метро, однако решение Путина по этому вопросу до сих пор не озвучено.