В среду, 16 марта, ВСУ открыли огонь по автобусам с беженцами под Харьковом. Об этом, по информации российских СМИ, сообщил начальник Национального центра управления обороной России Михаил Мизинцев.
«На харьковском направлении украинская сторона в очередной раз обстреляла автобусную колонну с беженцами, двигающуюся по гуманитарному коридору в сторону России. В результате четыре человека погибли, есть раненые», — рассказал Мизинцев.
Сегодня, 17 марта, по информации Минобороны РФ, первые пять автобусов с 175 беженцами из Харьковской области в сопровождении российских военных прибыли на территорию России.
Автобусы прибыли на пункт пропуска «Нехотеевка». Все мирные жители нескольких населённых пунктов Харьковского района, которые приняли решение перебраться в Россию, на границе были оформлены без задержек.
Далее всех беженцев с пункта пропуска на автобусах, предоставленных администрацией Белгородской области, доставили в пункты временного размещения. Людям оказали необходимую помощь, обеспечили местами проживания, горячим питанием, питьевой водой и дали им тёплую одежду. На месте работают медики и психологи.
Первую организованную группу беженцев доставили российские военные из села Липцы — 175 человек и 34 ребёнка. Люди стягивались в село из других населённых пунктов, узнав, что там есть возможность попасть к границе с Россией.
Екатерина Черняева из Харькова вместе с мужем 10 километров шла пешком от разрушенной дачи в Русских Тишках до Липцев, где их и подобрали российские военнослужащие.
У Марии Пахомовых из посёлка Весёлое — шестеро детей. Она рассказала, что вместе со свекровью, которая уже плохо ходит, сидя почти безвылазно в бомбоубежище, как могла, все эти страшные дни успокаивала детей. По её словам, у неё руки перестали трястись только сейчас.
Из 130 взрослых в первой организованной группе большинство — совсем пожилые люди, инвалиды-колясочники, многодетные матери. Чаще удаётся вывести людей из зон соприкосновения, группами небольшими.
«Прошу вывести моих родителей...» — эту записку написала женщина, которую с ранением доставили в больницу в Липцы. Она задыхалась от плача, не могла говорить. Сейчас всё хорошо. Её вместе с родителями вывезли в Белгородскую область.
Военнослужащие подчёркивают, люди узнают о возможности выбраться, уехать в Россию, зачастую случайно. Централизованного оповещения об этом на территории Украины нет. Но «сарафанное радио» работает.
Сегодня корреспонденты «Известий», приехав встретить первую организованную группу беженцев, на пункте пропуска у хутора Нехотеевка насчитали порядка 200 легковых автомобилей с украинской стороны.
Часть беженцев встречают родственники. Остальных, у кого в России никого нет, доставят в стационарный пункт временного размещения в Старом Осколе.
Российские военнослужащие готовят вывоз беженцев в ближайшее время. Главное, чтобы по мирной колонне с украинцами не открыли огонь их соотечественники.
Все беженцы из харьковских пригородов, как и редких счастливчиков, сумевших покинуть сам Харьков, рассказывают, что во время пересечения линии фронта больше всего боялись получить пулю или снаряд в спину — от «захысныкив».
«К соседке приехала подруга из села Липцы Харьковской области. Зовут Татьяна Шахворостова. Уехала из дому как раз перед приходом в Липцы наших войск. Рассказывает, когда выезжала из села, спиной чувствовала, как в неё целятся „защитники‟. Страху натерпелась. А наши приняли хорошо, сразу переправили к границе и там тоже встретили», — поделилась с Telegram-каналом «Харьков Z» подписчица из Белгородской области.
Таких историй — десятки и сотни. Все беженцы в один голос твердят: «заезжаем к русским — и сразу легче». А о «захысныках» или молчат, или ругаются.