Главы МИД России и ОАЭ Сергей Лавров и Абдалла бен Зайд Аль Нахайян обсудили в четверг в Москве вопросы энергетической и продовольственной безопасности на фоне украинского кризиса. Визит эмиратского министра в Россию особенно важен на фоне попыток Запада убедить страны Персидского залива увеличить поставки нефти, чтобы компенсировать рост цен на топливо.
Накануне ОАЭ и Саудовскую Аравию посетил премьер-министр Великобритании Борис Джонсон. По данным СМИ, не исключен визит в регион госсекретаря США Энтони Блинкена. Однако пока монархии Залива говорят о приверженности обязательствам в рамках ОПЕК+ и стараются не затронуть интересы Москвы.«Хочу выразить признательность за вашу взвешенную, сбалансированную, объективную позицию по этой ситуации (конфликт на Украине.— “Ъ”)»,— сказал Сергей Лавров, открывая встречу с Абдаллой бен Зайдом Аль Нахайяном. Так, в частности, ОАЭ при голосовании в СБ ООН по резолюции о ситуации на Украине оказались среди тех, кто воздержался. Позже, в ходе голосования на специальном заседании Генеральной ассамблеи ООН Эмираты поддержали резолюцию, осуждающую действия России. Правда, эта резолюция не является обязательной к исполнению. И Москва совсем не обиделась. Или сделала вид.
Товарооборот составил почти $5,4 млрд. По словам Сергея Лаврова, продолжается и сотрудничество в сфере инвестиций между Российским фондом прямых инвестиций и суверенным фондом ОАЭ «Мубадала». Все это звучало контрастом на фоне разрыва связей России с западным бизнесом. Абу-Даби пока ничего менять в отношениях с Москвой не собирается.
По информации The New York Times, официальные лица в ОАЭ заверили Москву, что не будут вводить антироссийские санкции, если только они не будут введены от имени ООН (что невероятно, учитывая право вето России в Совете Безопасности). Это вызывает недовольство в США. «Любой финансовый центр, который готов вести бизнес, когда другие этого не делают, может дать утечку в дамбе и подорвать общие меры»,— цитирует издание бывшего советника офиса Министерства финансов США Адама М. Смита. По данным газеты, по меньшей мере 38 представителей российского крупного бизнеса и высокопоставленных чиновников владеют десятками объектов недвижимости в Дубае общей стоимостью более $314 млн. Шестеро из них находятся под санкциями США или ЕС. Другие издания также писали о «паломничестве» представителей российской элиты в ОАЭ после начала «специальной военной операции».
«Большой вопрос заключается в том, введет ли Вашингтон санкции в отношении банков Персидского залива, которые ведут дела с российскими организациями или физическими лицами, находящимися под санкциями, или осуществляют операции с ними. Такой шаг, естественно, затруднил бы финансовые операции и деловые отношения, которые страны Персидского залива ведут с США и Европой. Оттуда всего один шаг до нефтяной и газовой войны в духе нефтяного бойкота, потрясшего мир в 1970-х годах»,— пишет израильская газета Haaretz.
Так, на прошлой неделе газета The Wall Street Journal сообщила, что фактический правитель ОАЭ и наследный принц Абу-Даби Мухаммед бен Зайд Аль Нахайян и саудовский наследный принц Мухаммед бен Сальман, который также решает все вопросы в королевстве, отказались отвечать на телефонные звонки президента США Джо Байдена, который пытался убедить их увеличить добычу нефти для снижения цен на мировых и особенно европейских рынках, тем самым «снизив вред, который антироссийские санкции нанесли Европе». В то же время с президентом РФ Владимиром Путиным эти два арабских лидера поговорили (соответственно, 1 и 3 марта).
На официальном уровне в Вашингтоне отрицают, что звонили в Абу-Даби и Эр-Рияд. Тем более что до этого президент Байден никогда не говорил с наследным принцем Саудовской Аравии, предпочитая иметь дело с его отцом королем Сальманом, последняя беседа с которым состоялась в начале февраля. Однако известно, что еще до военной операции на Украине США направляли двух чиновников в Саудовскую Аравию для проведения переговоров об увеличении добычи нефти.
Теперь в Саудовскую Аравию и ОАЭ, по информации американского издания Axios, собирается госсекретарь США Энтони Блинкен. Поездка может состояться либо непосредственно перед, либо после того, как господин Блинкен присоединится к Джо Байдену на саммите лидеров НАТО в Брюсселе 24 марта. Правда, источники Axios в США и Израиле предупредили, что события на Украине могут повлиять на сроки поездки или привести к ее отмене. По информации издания, советники президента Байдена также обсуждают возможность его визита в Саудовскую Аравию этой весной, чтобы помочь наладить отношения с Эр-Риядом и убедить королевство увеличить добычу нефти. Причем это подается так, что американскому президенту практически придется идти на поклон к наследному принцу Мухаммеду бен Сальману, которого он еще во время своей предвыборной кампании называл «изгоем» и продолжил игнорировать в дальнейшем.
В отличие от администрации предыдущего президента США Дональда Трампа, у команды Джо Байдена много претензий к королевству в связи с нарушениями прав человека, и главным виновным считается как раз наследный принц. В частности, в Вашингтоне его считают причастным к убийству саудовского журналиста и колумниста The Washington Post Джамаля Хашокджи. Мухаммед бен Сальман американцам этого не простил. Есть претензии к администрации Байдена и со стороны ОАЭ. Прежде всего за то, что США исключили хуситскую группировку «Ансар Аллах», которая обстреливает территорию как ОАЭ, так и Саудовской Аравии, из своего списка террористических организаций, куда она была внесена при Дональде Трампе. В начале февраля, по информации американских СМИ, Джо Байден заявил, что вопрос возвращения движения в список террористических организаций уже находится на рассмотрении. Это также произошло на фоне ожиданий Запада эскалации на Украине.
Темой переговоров стала совместная работа для повышения стабильности на глобальном энергетическом рынке на фоне «хаоса, устроенного» российской спецоперацией. По словам господина Джонсона, в ходе визитов было достигнуто понимание «необходимости обеспечения стабильности на мировых рынках нефти и газа и необходимости избегать разрушительных скачков цен». Со стороны его собеседников никаких громких заявлений сделано не было.
Тема энергетической стабильности обсуждалась и в Москве. О чем и заявил по итогам переговоров с Сергеем Лавровым глава МИД ОАЭ. «Мы обсудили вопросы мировой энергетической безопасности, климатической безопасности. Также затрагивалась тематика стабильных поставок углеводородов»,— сказал Абдалла бен Зайд. В подробности он не вдавался, но ясно дал понять, что ничего за спиной Москвы в этой сфере ОАЭ делать не будут. Он также напомнил о нейтральной позиции Абу-Даби в украинском конфликте. «Государство ОАЭ готово оказывать все необходимое содействие сторонам для снижения страданий и приближения мирных развязок конфликта»,— сказал он.
Российская операция на Украине вызвала рост цен на зерно во всем мире, и это вызвало опасения среди стран-импортеров, особенно на Ближнем Востоке и в Северной Африке, так как они наиболее зависимы от поставок пшеницы из РФ и Украины. Согласно отчету базирующегося в Вашингтоне Института Ближнего Востока (MEI), Ливан и Ливия импортируют около 40% своей пшеницы из России и Украины, Йемен — около 20%, а Египет — около 80%. По данным эмиратской газеты «Аль-Халидж», среди стран Персидского залива крупнейший импортер российской и украинской пшеницы — Оман (70%), а ОАЭ занимают второе место (54%).
«Арабские страны обеспокоены в связи с ситуацией на Украине, которая напрямую отразилась на их продовольственной безопасности. Кроме того, для многих из них, кто был тесно связан с Россией, важно понять, какой будет дальнейшая экономическая политика Москвы. Это касается не только поставок пшеницы, но и других важных статей экспорта, например металлургии, а также инвестиций»,— сказал “Ъ” вице-президент Российского совета по международным делам Александр Аксененок. Он также отметил, что арабские страны в отношении событий на Украине будут стараться выглядеть более или менее нейтрально, но при этом не задевать напрямую Россию. «Во многом это идет от негатива в отношении США. Некоторые арабские эксперты и политики говорят, что понимают в целом российскую точку зрения с учетом сложившегося в арабском мире примата силы при решении конфликтных ситуаций и считают ошибочным высокомерное поведение Украины и Запада в отношении России. Но все-таки не встают открыто на ее сторону, чтобы публично не оправдывать военные действия. Все-таки доля зависимости от общественного мнения на Западе существует и в арабском мире»,— отметил Александр Аксененок.
Марианна Беленькая