Одной из горячо обсуждаемых «невоенных» тем, речь о которых идет в контексте СВО на Украине, является нынешнее поведение множества представителей «поп-культуры» и так называемой «творческой интеллигенции» России. Поведение недостойное и, будем называть вещи своими именами, откровенно предательское по отношении к собственной Родине, армии и обществу, поддерживающему спецоперацию в абсолютном своем большинстве. Страсти вокруг этого вопроса не утихают – тем более, что «мастера культуры» чуть ли не каждый день дают к этому все новые и новые поводы. Резкие высказывания в публичном пространстве, уже не столько антивоенного, сколько откровенно антироссийского характера, демонстративные отказы пользовавшихся до нынешнего времени огромной популярностью в стране музыкальных групп от выступлений на площадках с «Z-символикой»... Что это на самом деле такое?
Не будем «переходить на личности» и касаться каждого конкретного примера. Попробуем поискать в происходящем некие общие закономерности для того, чтобы понять – как же произошло так, что предателями стали люди, которые, в принципе должны были бы быть, как минимум благодарны тем, кого сегодня вовсю поливают грязью. Государству – за предоставленный им высокий социальный статус, различные почетные звания и награды, а народу – за те весьма немалые материальные блага, которые они имеют благодаря щедрым гонорарам за свое творчество. Вопреки этим, казалось бы, совершенно очевидным фактам, взбеленившиеся «властители дум» ведут себя так, словно бы не они что-то должны стране и обществу, а вовсе даже наоборот. Стоит ли терпеть подобное положение вещей или пора уже что-то делать для его изменения?
«Я художник, мне так худо!»
Всю достаточно разношерстную «тусовку», как минимум, дружно ломанувшуюся подальше от «родных осин» и оттуда, из «прекрасного далёка» строчащую слезливо-сопливые посты «антивоенного» характера, а как максимум, злобно шипящую и плюющуюся на руководство, армию и народ России, можно разделить на несколько категорий. Проще всего, пожалуй, с теми, у кого резко обострились «национальные чувства». Вспомнили, болезные, о своих «исторических корнях», тянущихся с «нэзалэжной», вот и «воспылали патриотизмом». Впрочем, «патриотизм» нисколько не мешал всей этой публике гарцевать по всей России с концертами, отъедая на «агрессорских» харчах неслабых размеров ряшки. Но тут хоть какое-то подобие мотивации. Еще одна группа – это различные представители роковой «старой гвардии», вдруг вспомнившие о том, что им как бы полагается быть пацифистами. Тоже позиция – хотя в данном случае предельно гниленькая.
О «профессиональных либералах» от, прости Господи, «интеллиегнции» и говорить нечего – от них, собственно, никто ничего другого и не ожидал. Сваливают «за бугор» помаленьку, совершенно справедливо предвидя непростые для себя времена – и скатертью дорога. Воздух будет чище. Самое большее недоумение и негодование вызывают, конечно же, персонажи, предельно обласканные государством, вращавшиеся на самом верху его информационно-пропагандистской системы, буквально не слезавшие с экранов государственных же телеканалов и так далее. Именно они проявили едва ли не наибольшую прыть при крысином «исходе» и явили нам как бы не самую яростную агрессию тогда, когда их в этом всем упрекнули. Так в чем же тут дело? Что объединяет всю эту публику – от певичек из категории «поющие трусы» и рэперов-матерщинников до тех, кого и вправду можно было до последнего времени причислить к категории деятелей культуры?
Причина тут, скорее всего, в одном. В абсолютной безыдейности и бездуховности тех наших «властителей дум», о которых сейчас идет речь. Единственным мерилом для них давно уже стали материальные блага, огромные деньги и «красивая жизнь». Любое лихолетье для таких персонажей выглядит как повод опасаться того, что их заработки уменьшатся – вот они и бесятся. Понятия патриотизма, гражданского долга и тому подобные «абстракции» – вообще за пределами их восприятия. Они для них не существуют в принципе. Удивляться тут нечему. Ведь если говорить чистую правду, наша «культура» начиная с 80-90-х годов прошлого века превратилась в более или менее точную копию, кальку западного «масс-культа». Что не возьми – музыку, кинематограф, литературу, дело обстоит именно так. Нет, есть и те, кто сумел не потерять себя, остаться русскими людьми и доказать, что, к примеру рок-музыка и патриотизм вполне совместимы. Однако основная масса, «мейнстрим» российского культурного пространства оказались полностью пропитаны ядом западных лживый и лицемерных «ценностей», отсюда и результат. Пошлость, тупость, откровенная похабщина и открытая пропаганда потворства самым низменным инстинктам – разве не переполнило это все мало-помалу то же телевидение с его откровенно дебильными шоу и «мыльными операми», смастряченными, опять же, под копирку с западных образцов? Об эстраде и говорить не приходится. Чему же мы удивляемся теперь?
К огромному сожалению, параллельно всему этому шел и еще один процесс – превращения фигляров, пляшущих и кривляющихся на потеху публике скоморохов в некую особую, высшую касту. В людей, чье мнение не просто значимо (а с чего бы вдруг?!), но особо ценно и важно для общества. Результат – налицо. Вернее – плевок всем нам в лицо. Впрочем, в случае России одним только этим возвышение совершенно недостойных личностей, увы, не ограничилось.
Какому народу служите?
Самое удивительное, что параллельно с воцарением в отечественной культуре западных стандартов и принципов, в ней сохранилась унаследованная от Советского Союза система государственной поддержки и поощрения деятелей этой самой культуры. В виде выделения солидных бюджетных средств на различные «художественные проекты», некоторые из которых если и достойны быть предметом чьего-либо рассмотрения, то разве что врачей-психиатров или работников соответствующих органов, отвечающих за посягательства на государственную безопасность (или, как минимум – общественные мораль и нравственность). Сохранилась и система присвоения особо отличившимся «бойцам культурного фронта» званий Народных и Заслуженных артистов и даже награждения их высокими государственными наградами. Лично у меня большой вопрос вызывает формулировка «заслуженные». Она, уже по самому своему названию подразумевает именно служение – своей стране, ее людям, определенным идеалам, в конце концов. Служат, как известно, воины и священники. Остальные работают.
Разница между работой и службой очевидна. В первом случае – выполнение определенных действий за определенную плату «от звонка до звонка» и сугубо в рамках функциональных обязанностей. Во втором же подразумевается деятельность, которой человек отдает всего себя. Целиком, без остатка и на за что-то, а во имя чего-то. Кстати говоря, во время оно в российских театрах не работали – там именно служили. И где это все сейчас? Российских деятелей культуры, чье творчество и вправду можно отнести к служению, являющихся народными не по званию, а по сути своей, по своему истинному статусу, который сфальсифицировать невозможно, раз-два и обчелся. Остальные – в лучшем случае «работяги». И трудиться они готовы на того, кто заплатит побольше и условия предложит поприятнее. Ничего за душой – только бизнес...
Странная вещь – «кнут» в виде цензуры, худсоветов (глядя на современную киномазню, начинаешь задумываться – а так ли они были плохи?) и разнообразных структур, которые свято блюли верность «идеологической линии», исчез. А вот «пряник» - тот остался, да еще стал куда слаще. Ведь нынешние заработки «звезд корпоративов» певцам и актерам советских времен даже и не снились. Вот и получили мы с вами вполне закономерный результат – творческую «тусовку», которая элементарно зажралась (уж извините за грубое определение). И при этом начала не просто требовать к себе, любимым совершенно особого отношения, но еще и возомнила, что вправе указывать всей стране, как ей жить, что ей любить и ненавидеть, возводя собственное «бесценное» мнение в некий абсолют. Пожалуй, пришло время это досадное упущение исправить. Причем самым решительным, кардинальным и жестким образом.
И речь тут не только о том, что народ в лице зрителей и слушателей, своими деньгами обеспечивающих «сладкую жизнь» для тех, кто потом позволяет себе обзывать его «дебилами» и «быдлом» должен попросту «проголосовать ногами», начисто игнорируя выступления вполне определенных «культурных деятелей». Тех, кто запятнал себя антигосударственной риторикой, русофобией, пренебрежительным и открыто враждебным отношением к стране, которая является их Родиной. На самом высоком уровне должна быть полностью пересмотрена система взаимоотношений государства и общества с «творческой интеллигенцией». Вы, господа, желаете финансовой и информационной поддержки, претендуете на те или иные статусы и награды? Так извольте соответствовать! Звание Заслуженного надобно и вправду заслужить, возможно забыв о заработке. Хотите иначе? Как на столь любимом вами Западе? Так я что-то не слышал о народных артистах США или Великобритании. Равно, кстати, как и о вбухивании денег из тамошней казны в чье-то «творчество».
Страна, находящаяся сегодня, фактически в состоянии открытой войны со всем Западным миром, никак не может позволить себе существование внутри нее «пятой колонны», обладающей определенной популярностью в обществе и способной вещать на громадную аудиторию. Пока что народ думает, чувствует, воспринимает происходящее в верном ключе. Но происходит это, будем откровенны, по большей части не благодаря, а вопреки множеству «деятелей культуры». Когда этот текст был близок к завершению, в телеграмм-канале Марии Захаровой появилась запись, которая не может вызвать ничего, кроме безмерного удивления и глубокого разочарования.
В ней уважаемая представительница МИД России призывает «не устраивать в верноподданническом угаре травлю» в отношении группы «Би-2», музыканты которой отказались в Омске выступать в зале с растяжкой «Zа президента!», сорвали концерт да еще и учинили по данному поводу безобразный скандал. Госпожа Захарова считает, что сейчас надо «не пользоваться моментом в конъюнктурных целях, гасить в себе злобу и агрессию, какими бы благородными мотивами они ни были вызваны, сохранять достоинство, сплотиться и быть мудрыми». Звучит, как минимум, странно. И до тех пор, пока «сверху» будут поступать такие вот «сигналы» мы будем иметь ту «культуру», которую, увы, имеем сейчас.