На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Berg PRESS

566 подписчиков

Почему разработчики ионных двигателей из Avant Space занялись проектом космической рекламы

Космонавтика стремительно демократизируется. Все чаще стартуют ракеты частных компаний, а собственный спутник на орбите может позволить себе даже группа энтузиастов. Чем больше становится таких аппаратов и чем сильнее они миниатюризируются, тем выше спрос на точные, компактные и экономичные двигатели для них. С прицелом на этот быстрорастущий рынок в Москве в 2016 году начал работу стартап Avant Space, чьей ключевой технологией стал ионный двигатель GT-50.

Почему разработчики ионных двигателей из Avant Space занялись проектом космической рекламы

Имя: Антон Оссовский Образование: Омский государственный университет, МБА «Сколково» Работа: Avant Space, основатель, генеральный директор

Возможность с ювелирной точностью регулировать тягу позволяет лучше контролировать орбиту и проводить не слишком энергозатратные маневры. Недавно команда Avant Space успешно провела испытания нового источника ионов и подготовила инженерную модель к стендовым испытаниям. Система получилась компактной и легкой. При собственном весе около 6 кг двигатель GT-50 способен управлять космическим аппаратом массой до 400 кг. Разработчики спешили получить сертификацию для выхода на международный рынок. По их расчетам, стоимость каждого GT-50 должна была составить смехотворные 50 тыс. долл. – или 300 тыс. при штучном производстве, – что в разы меньше, чем у существующих аналогов. Однако далее, по словам основателя компании Антона Оссовского, «грянули санкции, пандемия и прекращение грантового финансирования "Сколково"».

«Выход на западный рынок для наших ионных двигателей оказался закрыт, – говорит Антон. – Китайский рынок самодостаточен, а внутри России спроса на такие решения, к сожалению, нет». Столкнувшись с кризисом, стартап был вынужден резко перестроиться, сократить команду и изменить бизнес-модель.

Ионный двигатель GT-50 Масса: ~6 кг, размеры: 100х180х200 м Мощность: 180 Вт Тяга: 5 мН Удельный импульс: более 2500 с

По задумке, проект «Созвездие» станет использовать группировку из 30 микроспутников (формата CubeSat 6U – шесть «кубиков» 10х10х10 см) с двигателями GT-50. Оставаясь на солнечно-синхронной орбите, эта «стая» будет проходить над определенной точкой поверхности Земли в одно и то же заранее заданное время суток. Появляясь над мегаполисом, аппараты будут включать бортовые лазеры, зажигая на небе логотип рекламодателя или любой другой символ, который можно передать набором из 30 звездочек-«пикселей».

Модель для выживания

В 2020 году были проведены испытания лазерной системы. Излучение от поднятого на высоту 30 км блока из пяти лазеров мощностью 16 Вт можно было увидеть с расстояния более 100 км как звездочку с блеском –3,5 (для сравнения: блеск МКС чуть выше и составляет –4). По словам разработчиков, тесты полностью подтвердили расчеты, и будущие 30-ваттные лазеры на орбите высотой до 600 км будут видны с Земли как звезды, сопоставимые по яркости с Венерой (блеск до –4,7). Разве что мчаться по небу они будут куда быстрее любой планеты, проходя над городом всего за 5–7 минут.

«Мы столкнулись с классическими трудностями всех технологических стартапов: бизнес-модель, инвестиции, техника, – резюмирует Антон Оссовский. – Как выяснилось, для выживания проекта экономическая модель даже важнее работающего "железа"». Но если «железо» в виде GT-50 уже есть, то насколько верной окажется новая бизнес-модель, мы узнаем не раньше 2022-го. К этому сроку Avant Space должен найти заказчиков и запустить первые рекламные спутники, а мы – увидеть в небе новое созвездие.

Роман Фишман
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх