В последние годы в программах NASA всё чаще участвует средний и даже небольшой бизнес. В общем и целом государственное финансирование американских космических программ сократилось до примерно 25 %. Это подчёркивает, что космос готов приносить прибыль и стать привычным рынком услуг и товаров, как и прочие экономические ниши на Земле.
По крайней мере, это прямо касается работ на низкой орбите.Источник изображения: JIM WATSON / Getty Images
Как сообщают источники, сегодня «космический» рынок стоит около $400 млрд в год. В ближайшие годы стоимость этого рынка обещает составить триллионы долларов США. В условиях невесомости можно выпускать уникальную продукцию, например, имплантаты сетчатки глаза, которые в условиях земного тяготения получаются не такие качественные, как в космосе. Также на орбите можно выпускать волоконнооптические кабели, выращивать органы и получать другую продукцию, которую в земных условиях нельзя или очень трудно получить.
На прошлой неделе на конференции SXSW 2022 представители NASA и ряда американских компаний обсудили перспективы коммерциализации космоса. Участник солидарны с тем, что исследование далёких планет ещё долго останется прерогативой государственных программ под эгидой NASA. Однако орбита Земли и довольно скоро лунная орбита и сама Луна — это зрелые цели для бизнеса на всех уровнях. Компании, как это было в процессе колонизации Запада Америки, будут постепенно продвигаться всё дальше и дальше в космос, создавая по пути базы и обживая их, превращая в города и перевалочные пункты, приносящие выгоду своим создателям.
В рамках действующих программ NASA с участием бизнеса, например, создаётся проект коммерческого модуля МКС, чем занимается компания Axiom Space. Она же готовит первый коммерческий экипаж на МКС, правда, раз за разом задерживающийся к отправке (новая дата запуска ожидается в апреле). Достигнута договорённость о создании частной орбитальной станции на замену МКС. Реализуются другие проекты.
Важность коммерциализации космоса понимают также в Китае. Согласно новым пятилетним планам, Китай собирается развернуть на орбите Земли множество коммерческих услуг, начиная от уборки космического мусора и заканчивая производством и туризмом. Помимо этого бизнес уже может самостоятельно запускать спутники для оказания целого спектра информационных услуг от связи до наблюдения. При этом надо чётко понимать, что хотя космический рынок большой, он не резиновый. Первые получат если не всё, то очень много.