На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Berg PRESS

566 подписчиков

В Центре специальной подготовки ВДВ раскрыли нюансы прыжка с парашютом

Как известно, героями не рождаются, и за каждым подвигом стоит титанический труд ежедневных тренировок. «Сегодня «отлично» в учебе, завтра – победа в бою!». Этот девиз - не просто слова. Он как нельзя лучше отражает задачу, поставленную перед инструкторами Центра специальной парашютной подготовки Минобороны, расположенном в городе Рязань – родине Воздушно-десантных войск. Корреспондент «МК» побывала в 309-м Центре специальной парашютной подготовки и узнала, как готовят профессионалов к выполнению самых сложных задач в небе.

Свободное падение

– У вас в жизни было что-нибудь такое, от чего дух захватывает? – интересуется у меня начальник учебно-тренировочного комплекса (аэродинамическая труба) старший лейтенант Павел Толчильщиков.

– Было, – недолго думая, отвечаю я.

– Что, например? – интересуется офицер.

«Что, например? Так с ходу и не скажешь...» – проносится в голове. Из последних событий, вызвавших скачок адреналина, в памяти всплывает, как на мотоцикле я не вошла в поворот, а потом половину лета прыгала со сломанной ногой. Но, наверное, об этом сейчас не стоит рассказывать.

– Вы с парашютом прыгали? – уточняет старший лейтенант, прерывая затянувшееся молчание.

– Не-а. Если честно, я боюсь.

Мое знакомство с 309-м Центром специальной парашютной подготовки Минобороны началось с учебно-тренировочного аэродинамического комплекса «Полет». Именно здесь находится единственная в Российской армии аэродинамическая установка – сооружение, создающее воздушный поток для имитации свободного падения. Состоит она из вертикальной двухконтурной колбы со специальным отсеком, в котором производятся полеты. Установка оснащена системой охлаждения потока воздуха и специальным средством для контроля процесса: весь полет записывается на цифровые носители.

Скорость воздуха внутри может достигать до 360 км/ч – аналогично скорости десантирования из самолёта Ил-76. Высота этого «тоннеля» 5 метров, а диаметр полетной камеры – 4,3 метра. В таком аэродинамическом комплексе может тренироваться до 72 человек в день. Это несколько десятков обученных стабильному и сбалансированному свободному падению парашютистов в месяц.

Конечно, полетами в аэротрубе сейчас сложно кого-то удивить. Различных фирм, предоставляющих подобное проведение досуга, предостаточно. Практически любой человек может испытать на себе ощущение «полета» – были бы желание и финансовая возможность. Но ни один из «гражданских» вариантов все же не может идти в сравнение десантным тренажером.

Для понимания: представленная в Центре аэродинамическая установка не только единственная в Вооруженных силах, но и одна из самых больших и мощных в мире.

В 2016 году, во время визита в альма-матер десантников, министр обороны Сергей Шойгу отметил, что аэродинамическая труба – лучшая не только в России, но и во всем мире. Один час таких занятий заменяет 60 прыжков с парашютом, что существенно сокращает нагрузку на технику и средства обеспечения десантирования. Полеты в аэродинамическом тоннеле позволяют овладеть навыками свободного падения, управлять своим телом в воздухе, устранять вращения, вести визуальное наблюдение за «землей», принимать положение, обеспечивающее надежное раскрытие парашюта и отработать действия при нештатных ситуациях.

Главное – не паниковать

Перед началом тренировки, как и положено, теоретическая часть. Облачившись в весьма симпатичный, а главное – удобный комбинезон, старательно пытаюсь запомнить все наставления старшего лейтенанта. Павел объяснил, что в трубе нам придется общаться лишь жестами, пытаться разговаривать там бессмысленно.

– Смотрите, – проговаривает инструктор, – если вы видите, что я сгибаю пальцы, значит, вы должны согнуть ноги в коленях. Для того чтобы подняться над сеткой, надо будет напрячь пресс. А уже потом принять правильное положение тела – прогнуться в пояснице и приподнять подбородок. И главное – не напрягайтесь.

Это, конечно же, не весь перечень жестов, которые желательно было запомнить. Но, несмотря на то, что я исправно кивала головой после каждого объяснения, реальность была такова, что к концу вводных больше половины информации куда-то улетело.

– Не переживайте, я все буду контролировать, – подбодрил офицер.

«Ну, слава богу!» – облегченно выдохнула я.

В довершение была небольшая тренировка на тележке-тренажере, которая мне больше запомнилась как «дощечка на колесах». Цель – научиться принимать правильное положение для того, чтобы тебя не «болтало» в воздухе. Ощущения забавные. Очень похожие с детскими воспоминаниями, когда гоняли на скейтбордах лежа на животе.

Готовясь в предполетной зоне, пока я упорно запихивала в уши беруши, которые почему-то постоянно выпадали, Павел еще раз акцентировал внимание, что главное не паниковать и не напрягаться. По всей видимости по мне было заметно и то и другое.

«Ладно, – успокаивала я сама себя, – даже если ничего не получится, хотя бы будет весело».

Я стою на входе в трубу, порывы воздуха наполняют штанины и рукава комбинезона. Офицер жестом показывает, что надо сделать шаг. Секунды сомнения. Шаг… И вот я лежу на животе на сетке, установленной внизу трубы, и не могу подняться. Это точно не парение. Честно говоря, такой поворот событий стал для меня неожиданностью. Инструктор показывает указательным пальцем себе в область солнечного сплетения.

«Что он вообще от меня хочет?!» – судорожно пытаюсь понять.

Через пару секунд вспоминаю, что это значит – надо напрячь пресс, иначе не взлететь. Пробую. Да! Работает! Ну ничего же себе, получается! Ликовать бессмысленно, все равно не слышно. Остается только улыбаться, хотя шлем скрывает и это. Не могу точно сказать, сколько по времени длился полет, но к моменту его завершения даже стало немного получаться держаться в воздухе и не падать на сетку.

После того как инструктор помог мне выйти, офицеры наглядно продемонстрировали, что можно выполнять в полете. Десантники переворачивались с ног на голову, летали лежа, стоя, сидя, вниз головой. Когда глядишь на них, реально захватывало дух.

– Это вообще возможно? – единственный вопрос, который возникал, пока я восторженно наблюдала за происходящим, сидя в предполетной зоне.

Со стороны все выглядело так легко и без лишних усилий, но, памятуя свое фиаско, я четко понимала, что только благодаря постоянным тренировкам можно добиться такого результата.

Кузница профессионалов

В моих планах было узнать побольше и о самом Центре подготовки, поэтому после «полетов» мы прямиком направились в здание штаба.

Начальник отдела подготовки старший лейтенант Виктор Богданов рассказал, что история формирования Центра началась без малого 60 лет назад, а если говорить точнее, то 58. 10 августа 1963 года спортсмены парашютной команды впервые в истории парашютизма совершили групповой прыжок на столичный стадион «Лужники». Этот день по праву считается днем рождения Центрального спортивного парашютного клуба. В дальнейшем спортивная парашютная команда войсковой части была преобразована в 3-й Центральный спортивный парашютный клуб. В 2010 году на базе парашютного клуба ВДВ был сформирован 309-й Центр специальной физической подготовки и выживания ВДВ. А в 2016 году часть переформирована в 309-й Центр специальной парашютной подготовки.

Основная задача Центра – подготовка десантников к эксплуатации парашютных систем специального назначения, а также подготовка личного состава подразделений специального назначения Вооруженных сил Российской Федерации.

Во время экскурсии по кабинетам старший лейтенант обратил мое внимание на многочисленные кубки, представленные в стеклянном шкафу, и рассказал, что за все время существования Центра было подготовлено около 500 чемпионов мира, Европы и СССР, 250 мастеров спорта и 101 мастер спорта международного класса.

– Военнослужащими выполнено множество задач, связанных с экспериментальными прыжками, каждый из которых являлся по своей сути уникальным, – пояснил офицер. – Одной из самых известных таких задач стало десантирование на пик Ленина в горной системе Памир в 1968 году. После прохождения курса альпинистской подготовки 36 десантников в составе трех групп по 12 человек совершили парашютный прыжок на плато, находящееся на высоте 6100 метров над уровнем моря, и одна группа в составе десяти десантников совершила прыжок на плато, находящемся на высоте 7100 м над уровнем моря.

Каждый год на базе центра готовят не только российских военнослужащих. В рамках договоренности о военном сотрудничестве, на подготовку в 309 ЦСПП приезжают представители из других стран. Ведется подготовка военнослужащих различных подразделений Вооруженных сил России к совершению прыжков со свободным падением. Для обучения военнослужащих свободному падению, действиям в особых случаях, экстремальных ситуациях в воздушном пространстве во время неблагоприятных погодных условий, а также в условиях других стресс-факторов требуются специальные тренажеры.

После того как военнослужащие овладеют всеми необходимыми начальными навыками, их отправляют в небо. По учебной программе им предстоит выполнять учебно-тренировочные прыжки, каждый из которых имеет определенное задание. Выполнение этих заданий позволяет получить обучаемым те самые важные навыки, которые необходимы для того, чтобы уверенно и безопасно совершать прыжки повышенной сложности, приземляться на ограниченные площадки, десантироваться с вооружением и грузовым контейнером.

Быть десантником непросто

В одной из комнат офицер показал мне тренажер для наземной отработки элементов прыжка. Внешне он был схож с тренажером под названием «Стапель подвесных систем», который я видела в Туле, у десантников 51-го парашютно-десантного полка. Виктор объяснил, что, несмотря на внешнее сходство, тренажеры сами по себе разные.

– Стапель необходим для освоения круглых парашютов, – уточнил он, – а наш – для парашютных систем специального назначения.

Суть тренажера заключается в том, что военнослужащего помещают в подвесную систему, и он «на земле» отрабатывать действия в воздухе во время свободного падения и ввода парашютной системы в действие.

– А вы знаете, что такое вингсьют? – поинтересовался офицер, когда мы вернулись в его кабинет.

– Нет, – в ответ мотаю головой.

– Это такой специальный костюм-крыло. Его конструкция позволяет набегающим потоком воздуха наполнять крылья между ногами, руками и телом пилота, создавая тем самым аэродинамический профиль. В таком костюме можно парить как птица. Хотите примерить?

Мой ответ был, конечно же, «да».

Внешне вингсьют очень напоминал костюм Бэтмена или Супермена. Сдержать смех, видя себя облаченной в такой наряд, было очень сложно. Однако, когда встал вопрос о необходимости передвигаться в нем, мое веселье заметно поубавилось. Громоздкий костюм путался при движении, а еще в нем было невыносимо жарко. Для сравнения – представьте, что вы завернулись в ковер и хотите так куда-то идти. Удовольствие очень сомнительное. После подъема по лестнице на второй этаж и обратно хотелось лишь одного – побыстрее все это с себя снять.

Время неумолимо бежало вперед, и скоро нужно было уезжать. В довершение мне очень хотелось узнать про комплект «Юнкер-О», предназначенный для десантирования военнослужащих с высоты свыше 4000 метров. Офицеры Центра рассказали, что состоит он из семи основных частей – таких как парашютная система «Стайер», кислородный баллон, так как дышать на таких высотах самостоятельно уже невозможно, шлема с прибором ночного видения, позволяющим десантироваться в темное время суток, и еще ряда необходимых систем. Рассказ сопровождался демонстрацией всех составляющих.

– Вес этого комплекта – 55 килограммов, но может доходить и до 80. Все зависит от того, какое оборудование необходимо взять с собой, – пояснили мне.

Для полноты полученных знаний оставалось хотя бы немного прочувствовать эту «тяжесть» на себе. И я попросила разрешения примерить и его.

Парашютная система за спиной, комплект кислородного оборудования, защитные очки, шлем. Несмотря на поступающий кислород, под весом всего надетого дышится уже как-то не очень.

– Присядьте на корточки, надо пристегнуть грузовой контейнер! – командует старший лейтенант.

А дальше случилось то, чего в общем-то и стоило ожидать. Как только карабины защелкнулись, самостоятельно встать я уже не смогла, и офицеру пришлось прийти мне на помощь.

С полной уверенностью могу сказать: «Быть десантником – непросто».

Проведенный день в Центре подготовки пролетел незаметно, надо было уезжать, хотя совершенно не хотелось.

«ВДВ – это особая атмосфера» – вспомнились мне ранее услышанные от одного из десантников слова. Очередной раз убеждаюсь в их правоте.

– Приезжайте к нам еще, – будто читая мои мысли, приглашают военные.

Спасибо. Обязательно приеду. Чтобы лучше понять, какие они – наши десантники.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх