Уход западных рейтинговых агентств из РФ ни на что не повлияет, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» доцент Финансового университета при Правительстве РФ Петр Арефьев, добавив, что это следствие разрыва наших отношений с Западом.

Moody's перестает работать в России
Аналогичное решение приняли партнеры Moody’s из Fitch: 23 марта рейтинги российских компаний в данной системе были аннулированы. Не останется в стороне и третья ведущая организация – S&P Global Rating, она также перестает оценивать российские организации.
Одновременно происходят другие процессы: «Северсталь», СУЭК и «ЕвроХим» не могут осуществить купонные выплаты из-за западных санкций, и это означает для них состояние технического дефолта, т. е. снижение кредитного рейтинга на Западе до нуля.
Российский бизнес выдавливают из западной экономики, остался только сырьевой экспорт, который за последний месяц сократился в объеме и может быть парализован после решения Москвы перевести экспорт газа, а затем и других сырьевых товаров на рубли.
«Fitch и Moody’s в последнее время ставили нам рейтинги типа “преддефолтное состояние”, “дефолт неизбежен” и “частичный дефолт”. Нет большой разницы между такими оценками экономического состояния РФ и их отсутствием как таковым», – заключает Арефьев.
Рейтинги Moody’s и Fitch носят имиджевый характер для западного бизнеса, что в условиях перехода РФ к новой модели развития не играет большой роли.
«Запрет для российских компаний по обслуживанию их обязательств в долларах означает для них технический дефолт. Здесь нельзя забывать про то, что те санкции, которые были введены против РФ, осуществлены в обход Совбеза ООН», – констатирует Арефьев.
Санкционная политика распространится только на западные страны, поэтому РФ получит возможность работать с остальным миром. Проблемы будут, но они решаемые, а отсутствие западных кредитных рейтингов нам не навредит.

Россия отходит от европейского рынка
«Ситуация простая: против нас не играют по правилам, и мы будем действовать также. Запад объявил дефолт по отношению к российским обязательствам, заморозив наши активы на сотни миллиардов долларов и евро. Правильным решением стал перевод продажи нефти и газа на рубли, что укрепит российскую валюту», – резюмирует Арефьев.
Экономические потери будут: по индексу паритета покупательной способности (ППС) экономика РФ просядет, но этот процесс не будет бесконечным, ситуация в среднесрочной перспективе стабилизируется, после чего начнется рост.
«Переход торговли сырьем на российский рубль укрепит наши позиции, с таким подходом уже согласились Молдавия и Болгария, поэтому процесс пошел. Курс российской валюты каким-то образом укрепится, по ППС российский ВВП будет ниже, чем до февраля 2022 года, возникнет новая реальность, начнется перенастройка торговых потоков с европейского рынка на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона», – заключает Арефьев.
Попытки отрезать России от европейской экономики приведут к ее просадке, зато даст экономический стимул для Китая и всего азиатского рынка.
Россия отказалась от доллара
«РФ за доллары продавала на Запад газ, нефть, палладий, никель, а Москва в рамках “Вашингтонского консенсуса” не могла печатать рубли, пока не реализует энергоресурсов на соответствующую сумму в американской валюте», – констатирует Арефьев.

Данная финансовая модель была основана на доверии к порядочности американцев и привязке доллара к золоту на основе Бреттон-Вудского соглашения 1944 года. ФРС на этом паразитировала и печатала столько денег, сколько хотела.
«Экономически это обернулось тем, что мы продавали ресурсы за ничем не обеспеченную бумагу, особенно после появления Ямайской валютной системы 1978 года, после которой доллар не обеспечен ничем, кроме доверия к США», – резюмирует Арефьев.
События февраля 2022 года продемонстрировали, что российская валютная прибыль может в любой момент быть заморожена по решению стран «Большой семерки».
«Сегодня мы от этого отходим, но санкции действительно очень жесткие, их не просто так сравнивают с ядерным ударом. Подействуют санкции не сразу, но они приведут к ухудшению экономической ситуации, однако мы перенастроимся», – заключает Арефьев.
Москва отказывается от долларовой привязки, которая была выгодна американцам, а не нам. Аналогично можно сказать и про рейтинги: на смену Moody’s и Fitch придут национальные рейтинги, которые установят степень надежности банков и организаций РФ.
Российские оценки будут значительно объективней: Fitch и Moody’s никогда не отличались добропорядочным отношением к состоянию дел в экономике РФ.
Свежие комментарии