На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Berg PRESS

562 подписчика

«Фанатизм греческий и рабский борется огнём и мечом против фанатизма католического и шляхетского». Как паны погубили Польшу


Столкновение конфедератов с русскими войсками. Польский художник В. Павлишак

Польские паны своими руками убили Речь Посполитую. Начали бойню на Правобережье, выступили против короля и России, устроили смуту, которая добила польскую государственность, что и так находилась в стадии полного разложения.

Сейм Репнина


Одним из острых вопросов в отношениях России и Речи Посполитой были диссиденты – так тогда называли религиозные меньшинства. В Польше это были православные и протестанты. Протестантами были в основном немцы, православными – русские (будущие малороссы и белорусы).

После смерти Кейзерлинга в 1764 году русским послом в Польше стал Николай Васильевич Репнин. Он потребовал от польского правительства, чтобы православные люди имели одинаковые права с католиками. Получил отказ, что в итоге привело к первому разделу Речи Посполитой.

Началось всё с того, что русский посол решил действовать в диссидентском вопросе польскими методами – создать диссидентскую конфедерацию. Правда, вскоре выяснилось, что православной шляхты в Речи Посполитой очень мало, она была давно окатоличена и ополячена. Поэтому православную конфедерацию, созданную в марте 1767 года в Слуцке, возглавил протестант генерал Я. Грабовский. Одновременно в Торне была учреждена протестантская конфедерация маршала Генриха фон Гольца.

В октябре 1767 года в Варшаве начал работу внеочередной сейм, который должен был уравнять в правах католиков и диссидентов. Репину удалось склонить на свою сторону «ручного короля Екатерины» Станислава (Как Екатерина сделала польского короля Станислава). Для давления на делегатов к Варшаве были стянуты русские войска, которые оставались в стране после избрания короля Станислава Августа Понятовского. Пруссия в целом поддерживала позицию России. Вена и Париж соблюдали нейтралитет. Против выступил Ватикан.

Предложение Репнина о диссидентах натолкнулось на сейме на сильное сопротивление. Лидерами оппозиции выступили краковский епископ К. Солтык, шведский епископ Ю. Залусский и краковский воевода В. Ржевусский. Представитель папы римского Климента XIII потребовал не уступать требованиям России. Репнин действовал решительно: арестовал лидеров оппозиции и сослал в Калугу. В имения других оппозиционеров направили русские гарнизоны.

В итоге в феврале 1768 года сейм утвердил предоставление диссидентам равных прав с католиками (свобода совести и богослужения, избавление от юрисдикции католических судов, частичное уравнение в гражданских правах представителей всех конфессий). О полном равенстве речи не было. Католицизм оставался государственной религией. Переход из католичества в другую религию был запрещён и считался уголовным преступлением. Также сейм утвердил государственный строй Речи Посполитой с выборностью короля, привилегиями шляхты и правом вето. В это же время был подписан трактат о «вечной дружбе» Речи Посполитой и России.


Князь Николай Репнин (1734–1801), добившийся уравнения прав диссидентов в Речи Посполитой

Польский произвол


Указы короля Станислава Августа остановить изуверства, которые происходили на Правобережье Малороссии, наказать виновных были направлены униатскому духовенству и польским панам, которые владели польской «украйной» (окраиной). Однако королевские указы вызвали обратную реакцию панов. Стоит помнить, что королевская власть в Речи Посполитой была слабой, многие магнаты были богаче и могущественнее короля, имели целые армии из бедной шляхты, которая полностью зависела от милости вельможи.

Когда в храмах Малой Руси начали читать королевский привилей (от лат. privilegium – привилегия, особый закон, законодательный акт в Королевстве Польском), который защищал свободу православия, это вызвало массовый переход простых людей из униатства в православие и ярость противников православия, которые только усилили свои гонения на русских.

Напомню, что Речь Посполитая в этот период находилась в стадии полного разложения (Как пала «Великая Польша»). Это было время полного бессилия королевской власти и закона. Распущенная, разложившаяся шляхта открыто глумилась над королевским привилеем, предлагая использовать его во время исправления естественных нужд. Кричала, что королю следует отрубить голову, раз он стоит за схизматиков. Вельможи поощряли подобное поведение, не желая подчиняться королю, которого считали ставленником России. В целом паны снова хотели войны, чтобы вдоволь погулять и пограбить.

Возвращение в православие только что приневоленных к унии «боем нещадным» крестьян сочли бунтом. Главу Русской Православной Церкви на Правобережье игумена Мелхиседека, который смог дойти со своими жалобами до русской императрицы Екатерины II и польского короля Станислава Понятовского, объявили бунтовщиком. Такой декрет выдала на него и всех противников унии радомысльская униатская консистория. Все отпавшие от унии священники объявлялись лишёнными мест, подлежащими строгому телесному наказанию и изгнанию, на непокорные громады (крестьянские общины) накладывались огромные штрафы, которые предполагалось использовать для постройки миссионерских домов и содержания миссионеров унии. Самого Мелхиседека схватили и после всевозможных насилий и издевательств привезли в кандалах на Волынь, где замуровали в каменной тюрьме. Его освободили только по личному требованию русской императрицы.

На Правобережье вступило польское войско Воронича (т. н. украинская партия). Польские войска по давней польской традиции начали террор. Начались грабежи, огромные поборы в пользу войска, людей массами сгоняли на работы в обоз. Летучие отряды рассылались по округе для усмирения бунтовщиков, то есть тех, кто не желал подчиниться унии. Униатский митрополит Мокрицкий, утвердив резиденцию в Корсуне, с толпой инструкторов и миссионеров, военными отрядами разъезжал по «украйне», брал с боем православные церкви, ловил монахов и священников, их избивали, заковывали в железо и в кандалах отправляли в Радомысль, где снова избивали (давали по 600–800 ударов), бросали в выгребные ямы, морили тяжелыми работами.

Не лучше было положение и простых мирян: их грабили, производили неисчислимые насилия, иных забивали насмерть, другим рты разрывали, выворачивали руки и ноги. Происходили так называемые «похвалки», то есть угрозы безумных панов. Они приговаривали к смерти целые общины, назначая день и час казни, либо грозили перебить всех без обозначения срока, вызывая панику и ужас селян. Люди готовились к смерти, исповедовались, прощались, надевали чистые рубахи, в других селениях поголовно бежали в глухие места, горы, леса и болота. Польская шляхта и униатское духовенство соревновалось друг перед другом в изобретении мук и пыток. Буйство, своеволие и распущенность шляхты соперничали с фанатизмом и злобой униатов.

Таким образом, ужас, который наблюдается в нынешней «украйне», не нов. Схожие события там происходили уже не раз. Украинствующие переняли основные повадки прежних своих господ – польских панов. А всех, кто пытается стоять на своём, сохранить своё русское имя и веру, подвергают самому жестокому давлению, вплоть до пыток, насилия и жестоких убийств.


Артур Гротгер. Молитва барских конфедератов перед битвой под Лянцкороной

Начало гражданской войны


Вскоре волна насилия над православным населением на местном уровне переросла в полноценную гражданскую войну. Магнаты сами привели Польшу, которая и так едва существовала как государство, к разделу, начав полномасштабную гражданскую войну (большой рокош). В конце февраля 1768 года недовольные политикой короля и решением Варшавского сейма паны собрали конфедерацию на Подолии в городе Бар. Целью этой конфедерации было сохранение всех древних прав и привилегий, которыми обладала католическая шляхта, и ликвидация равноправия для диссидентов. Барская конфедерация выступила против решения сейма и самого короля Станислава Августа, который пытался укрепить польскую государственность, что вело к наведению порядка и соответственно к ущемлению прав шляхты. Конфедерацию возглавили староста варецкий Юзеф Пулавский, его сын Казимир Пулавский, епископ каменецкий Адам Красинский подкоморий ружанский Михаил Красинский.

Конфедераты начали боевые действия против русской армии и частных отрядов магнатов, которые поддерживали короля. Сначала Станислав Понятовский пытался договориться с мятежниками, но когда те объявили «бескоролевье», обратился за помощью к России. На подавление восстания были выдвинуты русские войска.

«Золотая грамота»


Одновременно против поляков вспыхнуло восстание на Правобережье. В ходе одного из своих рейдов конфедераты посадили на кол несколько казаков в местечке Смилянщизна. Среди убитых был племянник игумена Мелхиседека. Разгневанный произволом шляхты игумен решил отомстить. Человек с прекрасным образованием (окончил Киевскую академию, свободно владел латинским, греческим, немецким, польским и еврейским языками), он подделал указ Екатерины. «Золотая грамота» (полный титул императрицы был написан золотыми буквами) призывала к защите православия и бить нещадно польских панов.

Этот «указ» Мелхиседек показал нескольким запорожским казакам, которые прибыли на богомолье в Переяслав. Начал восстание небольшой отряд Максима Железняка. Он быстро рос. Отчаявшиеся, обездоленные люди массами включались в восстание. Основной силой были крестьяне, к ним присоединялись горожане, запорожские казаки, белые крестьяне и солдаты из России. Восстание быстро охватило Киевщину и стало расширяться на запад.

Поддельный указ Екатерины II очень походил на настоящий, а главное – полностью соответствовал национальным интересам России (необходимость воссоединения всего Русского мира и русского народа) и русской армии, которая воевала с конфедератами. Поэтому, когда генерал-губернатору Малороссии Петру Румянцеву доложили о «Золотой грамоте», то он обиделся, что этот указ направили казакам в обход него, главы Малороссийской коллегии, и сделал соответствующий запрос в столицу.


Архимандрит Мелхиседек (Значко-Яворский)

Колиивщина


Колиивщина – название восстания, видимо, происходит от слова «колий» или «колей» (от старорусского слова «колоть», «закалывать»), как и прежние смуты, отличалась крайним ожесточением. Отчаявшиеся крестьяне и другие русские, которых польская знать считала «скотом» (быдлом) и вела себя соответствующе, отвечали ненавистью на ненависть, жестокостью на жестокость, кровью за кровь. Отряды Железняка и прочих атаманов резали ляхов и евреев (их в этот исторический период называли жидами). На деревьях вешали поляков, евреев и собак с надписью: «Лях, жид и собака – вера одна». Ранее поляки также вешали православного священника, еврея и собаку на одном дереве и помещали подобную же надпись.

Железняк действовал вполне умело. Рассылал отряды по районам, во главе которых ставил сотников и полковников, которые становились центрами объединения местных повстанцев. Поляки и евреи бежали под защиту крепостей – Белой Церкви, Умани и других. Восстание охватило Киевщину, Полесье, Брацлавщину, Черкасскую область, Подолье, Волынь и докатилось до Галиции. Крупным центром конфедератов был город Умань, в котором укрылось свыше 10 тысяч поляков, униатов и евреев, а также стоял значительный гарнизон. Губернатор Умани Младанович выслал против приближавшихся гайдамаков Железняка находившийся в городе казачий отряд надворных казаков под командованием Гонты, но тот перешёл на сторону повстанцев.


Портрет предводителя гайдамаков Максима Железняка (ок. 1740 – после 1769), кон. XVIII в. Сумской художественный музей
18 июня 1768 года силы гайдамаков, соединившись с отрядом Гонты, подошли к Умани и осадили её. Поляки, что было для них частым явлением, не смогли организоваться и оказать сильное сопротивление, хотя ресурсы были (люди, оружие и городские укрепления).

По другой версии, паны Младанович и Рогашевский договорились с казаками, что те не будут резать шляхту, поляков и католиков вообще, грабить их имения, а евреев бить можно и брать их имущество. В результате поляки сдали оборону и укрылись в главном костёле. 21 июня гайдамаки практически с ходу ворвались в город и началась резня. К ним присоединились местные крестьяне, которые ворвались в Умань. Повстанцы сначала перебили евреев, которые пытались укрыться в главной синагоге, где собралось около 3 тыс. человек. Но двери выбили с помощью пушки, и людей перебили. Затем опьянённые кровью принялись за поляков и униатов. По разным оценкам было перебито от нескольких тысяч до 20 тыс. человек. В это же время гайдамаки убивали поляков и евреев в Подолии и на Волыни.

Как отмечал один из классиков и создателей истории еврейского народа историк Семён Дубнов:

«Покончив с евреями, гайдамаки принялись за поляков; многих они перерезали в костёле; губернатор и все прочие паны были убиты. Улицы города были усеяны трупами или изувеченными, недобитыми людьми. Около двадцати тысяч поляков и евреев погибло во время этой «уманской резни».

После занятия Умани 1 июля 1768 года на состоявшейся раде Железняк был выбран воеводой киевским, гетманом провозглашённой гайдамаками Правобережной Гетманщины в составе России. Гонта стал уманским полковником. Это был наивысший успех повстанцев.

Польский король Станислав Август в письме к Марии Жофрэн отмечал:

«Восстание этих людей не шутка. Их много, они вооружены и свирепы, когда возмутятся. Они теперь побивают своих господ с женами и детьми, католических священников и жидов. Уже тысячи человек побито. Бунт распространяется быстро, потому что фанатизм религиозный соединяется у них с жаждою воли. Фанатизм греческий и рабский борется огнём и мечом против фанатизма католического и шляхетского. Верно одно, что без Барской конфедерации этого нового несчастия не было бы».


Иллюстрации к поэме Тараса Шевченко «Гайдамаки», действие которой происходит во времена Колиивщины
Продолжение следует…
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх