Угрозы санкций США являются политической риторикой, отметил в комментарии с ФБА «Экономика сегодня» экономист Дмитрий Адамидов. США могут ввести рестрикции против РФ, но по российской экономике ударят только аналогичные шаги ЕС.
США угрожают новыми санкциями
Директор Национального экономического совета Белого дома Далип Сингх заявил о готовности США расширить санкции против РФ.
В качестве объекта чиновник назвал банки и стратегические сектора российской экономики, которых рестрикции пока не коснулись.США ввели санкции против технологического импорта в РФ и в отношении десятка банков, запретили импорт российских нефти и газа и вложения в облигации федерального займа. В отношении Москвы не работают стандартные расчеты по SWIFT, в нашу страну не поступают наличные доллары, против РФ действуют другие финансовые ограничения.
Вашингтон реализовал все, о чем угрожал с 2014 года и даже больше, арестовав активы Банка России, номинированные в долларах и вложенные в ценные бумаги США.
Все эти действия оказались чрезмерными: США были вынуждены практически сразу ограничить их действие. Минфин США разрешил Банку России до 25 мая 2022 года выплатить обязательства по гособлигациям в долларах, чем отменил технический дефолт Москвы, которым рейтинговые агентства две недели угрожали российской экономике.
Антироссийские санкции остаются вещью в себе
Очевидно, что любые новые санкции против РФ будут иметь кумулятивный эффект для США и других стран Запада. Рестрикции уже обвалили сырьевой рынок и сделали стоимость топлива и материалов чрезмерной даже для самых богатых западных стран.
В европейских государствах начались протесты против повышения цен на топлива, но если санкционная война с Россией продолжится, то это не сделает современные уровни нормой, а многократно ухудшит ситуацию. На Западе начали осознавать масштабы кризиса.
Эффективность американских санкций сдерживает небольшой товарообмен между РФ и США. В 2021 году его оборот увеличился, но, во-первых, он ниже показателей 2013 года, а во-вторых, в десять раз уступает хозяйственному обороту, который у нас существует с Европой.
4 февраля 2022 года министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров сообщил, что за 11 месяцев 2021 года российско-американский товарообмен вырос на 43,5% и достиг 31 млрд долларов, причем экспорт увеличился на 62,6%, а импорт – на 28%.
Данные показатели нельзя переоценивать: в 2021 году произошло восстановление мировой экономики после «коронакризиса», а цены на нефть и нефтепродукты выросли по сравнению с 2020 годом, именно это и является причиной данных цифр.
Американские санкции РФ не пугают, однако проблемой может стать переложение этого режима на страны ЕС. В Европе уже публично признали, что дальше усиливать рестрикции невозможно, хотя истерика, стоящая в Брюсселе, способна к этому привести.
Главной жертвой является Европа
«Перед нами политическая риторика, но, когда речь заходит о нефтегазе, главный вопрос, как на эти предложения отреагирует Европа. Нефтегаз остается последней темой, которая серьезно связывает российскую и европейскую экономики», - констатирует Адамидов.
Энергетические санкции больше ударят по европейцам, чем по американцам. Разрыв Запада и России усилил США, но ослабил Европу, которая платит за усиление санкционного давления на Москву, а рестрикции в энергетике добьют старый континент.
Если Брюссель откажется закупать российскую нефть, то ЕС лишится 3 млн баррелей сырья в день, в краткосрочной перспективе это доведет стоимость бензина в Западной Европе до 4-5 евро за литр, что приведет к остановке нескольких отраслей экономики.
Моментально заменить российские объемы европейцы не смогут: есть данные Саудовской Аравии, что увеличение добычи в этой стране до 13 млн баррелей будет достигнуто только за несколько лет, причем при условии значительных капиталовложений.
«Европа начинает сопротивляться огульному введению санкций против РФ. Санкционная война больше бьет по Европе и РФ, чем по США: американцы подсуживают, но в Брюсселе просчитывают потенциальные издержки от таких действий», - резюмирует Адамидов.
Перспективы санкций находятся под вопросом
Есть и второй интересный момент: США де-факто предлагают России отменить санкции за остановку специальной военной операции на Украине. Вашингтону в Москве не доверяют, но это демонстрирует, что санкционную войну с РФ в США воспринимают за проблему.
«Определенное двурушничество или двоемыслие в американской политике есть, поэтому данное заявление Сингха нужно воспринимать за обычную политическую риторику. Не факт, что оно реализуется, а если реализуется, то не полностью», - заключает Адамидов.
Главный вопрос заключается не в санкциях, а в реальности, которая возникнет после завершения горячей фазы украинского кризиса: пойдут ли страны Запада на нормализацию отношений с РФ или нас ожидает полномасштабный и многолетний разрыв.
Двусторонние отношения не улучшатся, но в экономике возможны уступки: табу на санкции против нефтегаза, нормализация валютных расчетов и снятие западных арестов на активы и собственность в обмен на российские гарантии иностранным компаниям.
«С европейцами улучшение возможно, с американцами – вряд ли, но у них развивается интересный сюжет в Китае. Еще есть шанс на то, что тема с биолабораториями на Украине получит развитие и скажется на внутренних делах США», - констатирует Адамидов.