Столица Байкало-Амурской магистрали хочет построить памятник в честь 50-летия со дня начала стройки века. А пока архитекторы и дизайнеры разрабатывают свои эскизы, военные железнодорожники трудятся над второй веткой БАМа.
Близится полувековой юбилей Байкало-Амурской магистрали – одной из крупнейших железнодорожных магистралей в мире.
Проходя через Восточную Сибирь и Дальний Восток, она растянулась на 4324 км. В строительстве БАМа участвовала вся страна. Чтобы увековечить этот подвиг, власти Тынды в Амурской области объявили конкурс на лучший эскиз монумента к 50-летию магистрали. Среди участников будут выбраны три победителя. Деньги небольшие – главный приз достигает 100 тысяч рублей, зато есть отличная возможность вписать свое имя в историю: памятник надолго станет визитной карточкой столицы БАМа. Конкурсные работы будут приниматься до 15 июня текущего года. Подробности можно узнать здесь.Байкало-Амурская магистраль неразрывно связана с искусством. Творческие люди всего мира поддерживали грандиозную стройку. Здесь побывали и Лев Лещенко, и Вячеслав Бутусов, и Михаил Задорнов.
- Сюда ехала молодёжь, недавние студенты, приезжали артисты, музыканты, - рассказывает Виктория Тарасова, строившая БАМ. - Всем тогда запомнился приезд американского певца Дина Рида, едва ли не в каждой бамовской семье сохранилась большая чёрно-белая фотография этого артиста с гитарой на берегу Байкала. В день концерта шёл дождь, а на стадионе собралось огромное количество людей. И когда он поднялся на сцену, молодой, красивый, весёлый, весь в дорожной пыли, выглянуло солнце. И он запел… Это была не просто комсомольская стройка, стройка века, это был интернациональный проект. Сюда ехали люди со всего Союза. И ведь жили все дружно, вместе отмечали все праздники, собирались за одним столом.
Спустя десятилетия магистраль работает на пределе пропускной способности. И чтобы увеличить поток грузов в этом направлении, военные железнодорожники сейчас возводят вторую линию БАМа. Условия труда, конечно же, поменялись. Виктория Тарасова вспоминает, как первым жильём строителей были палатки, а к 1978 году людей начали переселять во времянки — вагончики и щитовые дома без удобств. Сегодня бамовцы заселяются в блочно-модульные городки, которые включают в себя всю инфраструктуру стационарных военных городков: от бани и душевой до спортивного зала и столовой. Не приходится им самостоятельно готовить, эту важную обязанность взял на себя комбинат питания. Профессиональные сотрудники тщательно следят за составом меню. Завтрак, обед и ужин включают в себя блюда из рыбы, птицы и мяса, в столовых организован классический шведский стол. Овощные закуски можно набирать в салат-барах, на столах военных ежедневно есть свежий хлеб и выпечка. Калорийность рациона военных железнодорожников такая же, как и у других военнослужащих России - 4400 килокалорий, данный показатель гораздо выше, чем в большинстве армий мира.
Единственное, что отличает эти две стройка с негативной стороны – сюда не спешат музыканты со всей страны. Поэтому сегодня Дин Рид, заставляющий расступиться облака, - несбыточная мечта для суровых строителей. С другой стороны, у второй ветки БАМа еще есть время, чтобы творческие люди поддержали не только советских бамовцев, но и современных. Программа развития Восточного полигона рассчитана до 2024 года.