Федеральное агентство новостей (ФАН) негативно относится к идеологии и деятельности радикальных группировок. Данный текст не является пропагандой наркотических средств, а носит исключительно информационный характер. Все подробности приводятся для того, чтобы дать читателю наиболее полное представление об обстановке в Афганистане.
Движение «Талибан»1 (запрещено в РФ) начало масштабную кампанию по борьбе с наркозависимостью в Афганистане. Данная проблема уже многие годы актуальна в стране, поскольку большая часть фермеров зарабатывают на жизнь культивацией опийного мака, используемого при изготовлении психотропных веществ.
Что стоит за новой инициативой талибского правительства, какими методами они ее реализуют и как развивается ситуация в регионе — разбиралась международная редакция Федерального агентства новостей.
Политика «Талибана»
Сразу же после захвата страны в августе 2021 года радикальное движение выпустило ряд срочных постановлений. Одно из них касалось сектора здравоохранения — борьбе с пристрастием к наркотикам был дан особый приоритет.
Bleary-eyed and skeletal, drug users detained by the Taliban encompass a spectrum of Afghan lives hollowed out by the country’s tumultuous past of war. Under the Taliban's new order, they are faced with a choice: sober up, or be beaten. Others fear worse. https://t.co/TZgBMdAqBi
— The Associated Press (@AP)
Талибы придерживались схожей репрессивной политики в 1990-е годы — в прошлый период своего правления. Тогда борьба властей с зависимостью среди населения также носила масштабный характер и заключалась в применении «народных» методов: например, наркоманов окунали в холодные горные реки для того, чтобы отрезвить их, а также практиковали иные телесные наказания.
Сейчас же в стране существуют специализированные медицинские учреждения, работа которых может гарантировать большую эффективность. Однако это лишь часть системной проблемы. Смогут ли талибы остановить производство опиатов — является вопросом.
Охота на зависимых
Новые власти борются с существующей проблемой радикально: в ходе массовых рейдов, нередко проводимых в ночное время, отряды полиции патрулируют улицы городов в поисках людей, пристрастившихся к употреблению героина и метамфетамина. За одну поездку правоохранители могут задержать порядка 150 человек.
Многие из афганских наркоманов являются бездомными и бродяжничают. После встречи с талибской полицией у них фактически не остается выбора — они либо отправятся на реабилитацию, либо понесут тяжкие телесные наказания и окажутся в тюрьме, где помощь в отказе от зависимости им вряд ли окажут. Впрочем, некоторые клиники государства имеют явное сходство с пенитенциарными заведениями страны.
#Taliban arrested 700 drug edicts in #Helmand province , all of them are transferred to a rehab center in central prison of #Lashkargah where they will be treated pic.twitter.com/vrndSrNdLe
— Himat (@Himat75)
«Это наши соотечественники, наша семья, и среди них есть хорошие люди. Даст бог, люди в больнице будут хорошо относиться к ним, и их вылечат», — сказал корреспондентам Associated Press один из сотрудников талибской полиции во время очередного рейда на территории столицы.
Простые афганцы начали понимать, что теперь их коснется ограничение гражданских свобод — «Талибан» намерен придерживаться жесткой тоталитарной политики, что и проявляется в последних решениях властей. Тем не менее многие врачи признают, что для решения проблемы повальной наркозависимости населения репрессивные шаги по отношению к больным могут стать пусть и спорной, но эффективной мерой.
«Мы больше не в демократической стране, это диктатура. И применение силы — единственный способ лечения этих людей», — считает кабульский врач Фазалраби Майар.
Haunting story and images showing how the Taliban is targeting drug users for forcible rehabilitation https://t.co/5HbISROTUY by @samya_kullab and team pic.twitter.com/zmxw7RpNuv
— Women Know MENA (@WomenKnowMENA)
Афганские клиники
Некоторые из медицинских центров располагаются на территории бывших военных объектов. Так, крупнейшая в Кабуле наркологическая клиника «Авиценна» разместилась в стенах когда-то существовавшей базы Вооруженных сил США «Кэмп Феникс», созданной в 2003 году и в 2016-м переоборудованной в медицинское учреждение. Она способна вместить до 1000 пациентов, однако интенсивность проводимых талибами рейдов возможно приведет к уплотнению размещения граждан ради увеличения вместимости.
После задержания афганцев сначала помещают в камеры предварительного заключения при полицейских участках, а непосредственно перед началом лечения все их вещи отнимают и сжигают. Семьи задержанных не оповещают о том, что их родственники находятся в больницах, пациенты которых практически не имеют связи с внешним миром. По этой причине многие из них числятся пропавшими без вести.
Drug users detained during a Taliban raid wait to be shaved after arriving at Avicenna Medical Hospital for Drug Treatment in Kabul, Afghanistan, Friday, Oct. 1, 2021. (AP Photo/Felipe Dana) - more on: https://t.co/J0DPdiwK1f@AP pic.twitter.com/JGywg5b8CR
— Felipe Dana (@felipedana)
В клиниках новоприбывшие проходят дезинфекцию, их бреют наголо, выдают одинаковую больничную одежду и проводят первичный медицинский осмотр. Заселяют людей в палаты, где единовременно могут размещаться несколько десятков человек.
Многие из них жалуются на недостаток питания, однако врачи говорят о том, что снижение продовольственного обеспечения наркозависимых афганцев является частью оздоровительного процесса.
#IEWorld | How Taliban is dealing with the Afghan drug underworld#Taliban #Afghanistan #Kabulhttps://t.co/6f73RxInwv
— The Indian Express (@IndianExpress)
Главный психиатр «Авиценны» доктор Вахедулла Кошан рассказал журналистам, что министерство здравоохранения согласовало для пациентов 45-дневную программу освобождения от пагубного пристрастия.
В клинике они будут проходить абстиненцию (добровольный волевой отказ от наркотиков, чреватый началом ломки), получая лишь небольшую медицинскую помощь для облегчения дискомфорта и боли. Из-за недостатка бюджета в больнице попросту нет необходимых опиоидов, бупренорфина, метадона и других препаратов, которые обычно используются для лечения героиновой зависимости. По этой причине некоторые люди физически не могут вынести пребывание в клиниках и погибают.
«Неважно, если некоторые из них умрут. Другие будут вылечены. После того как они вылечатся, они смогут стать свободными», — рассказал в интервью AP офицер «Талибана» Мавлави Фазулла.
Недостаток финансирования сказывается и на сотрудниках больниц — начиная с июля этого года местные врачи не получали зарплату. Талибский минздрав пообещал организовать выплаты в ближайшее время, однако пока до этого так и не дошло.
Наркотрафик
Значительная часть опиатов, распространяемых наркоторговцами по всему миру, произведена на территории Афганистана. Доля государства на глобальном рынке героина сейчас превышает 90%. При этом наркотрафик традиционно является одним из основных источников дохода «Талибана». Впрочем, и для многих простых фермеров эта отрасль является единственным способом свести концы с концами.
В годы повстанческого движения сельскохозяйственные угодья стали стратегическим ресурсом для радикальных исламистов. В 1990-е годы талибы в разы увеличили наркотические посевы. Они не только продавали опиаты самостоятельно, но и облагали дополнительным налогом торговцев запрещенными препаратами, наладивших каналы экспорта в другие страны. Талибы установили контакты с центральноазиатскими, кавказскими и даже некоторыми европейскими криминальными группами, составив конкуренцию турецкой и итальянской мафии. И незаконные источники финансирования использовались радикальным движением вплоть до настоящего времени.
NARCO-TERRORISM: As a recent UNSC report said, the Taliban have long relied on narcotics trafficking via Pakistan. Some of the world's narcotics kingpins are today cabinet ministers in Kabul. Why is the US still loath to target the Taliban as drug dealers? https://t.co/olNw9DqC4i
— Brahma Chellaney (@Chellaney)
По данным исследования американского эксперта по афганской наркоторговле Дэвида Мэнсфилда, в минувшем 2020 году «Талибан» заработал около 20 млн долларов на прямых продажах героина и метамфетамина. При этом налоговые сборы с контрабандистов, по его сведениям, оказались еще более внушительными.
Впрочем, официально радикальное движение отрицает свою причастность к наркоторговле. В 2000–2001 годах талибы даже выпустили официальный запрет на производство опиума в стране, а точнее — снизили объемы производства. Это произошло на фоне внимания международного сообщества к существующей проблеме и снижения стоимости героина из-за перенасыщения рынка. После вторжения сил США и смещения власти «Талибана» в начале нулевых годов все прежние запреты прекратили действовать.
#View | "Given the turmoil in Afghanistan, there are bound to be more attempts to smuggle in drugs." https://t.co/5fADXptNkJ
— Economic Times (@EconomicTimes)
Представители следующих официальных афганских администраций, курируемых западными странами, регулярно проводили облавы на наркоманов и официально запретили выращивание опийного мака. В рамках этой инициативы проводились операции по уничтожению полей посевов, а на борьбу с производством наркотиков выделялись значительные средства.
Однако решительными действия властей назвать было нельзя, поскольку коррумпированные чиновники разворовывали финансирование. При этом на фоне уничтожения маковых полей крестьяне, напротив, стали наращивать объемы производства. Кабул не смог контролировать ситуацию даже в центральных регионах страны, а в приграничных провинциях все было еще хуже.
В то же время утратившие власть талибы начали поощрять действия фермеров, фактически захватывая их сельхозугодья.
За два десятилетия вмешательства западных стран в жизнь южноазиатского государства проблема наркотрафика не была решена — она еще больше усугубилась.
Тупик новой власти
Сейчас «Талибан» публично заявляет о своих планах вернуться к прежней политике, направленной на снижение наркозависимости среди афганцев.
Кроме того, сотрудники МВД говорят, что после снижения числа наркоманов на улицах они примутся непосредственно за производителей психотропных веществ. Местные фермеры в этом случае будут наказаны первыми.
Afghanistan's new Taliban rulers have their sights on stamping out widespread drug addiction in the country, even if by force. Fighters raided a drug den under a bridge in Kabul on a recent evening, beating addicts. Story: https://t.co/Wi37Bz3mOm https://t.co/7yO3dZum7s
— The Associated Press (@AP)
Однако война талибов с наркотиками осложняется тем, что Афганистан стоит перед перспективой экономического краха и неминуемой гуманитарной катастрофы. Действующие санкции и отказ других стран признавать власть радикальных исламистов полностью лишают Афганистан внешней поддержки. Ранее финансовое обеспечение со стороны разного рода международных организаций покрывали до 75% государственных расходов. Теперь же денежных поступлений афганцам ждать не приходится.
Если бы руководство радикального движения действительно пошло на формирование инклюзивного правительства, создание которого анонсировалось ранее, это могло бы вернуть стране внешнюю поддержку. Однако действующий кабмин полностью состоит из сторонников «Талибана», что является одной из ключевых преград на пути к международному признанию.
В этой ситуации наркотрафик становится чуть ли не единственным финансовым источником для целого государства. Поскольку мировое сообщество пока не намерено признавать легитимность радикального правительства, вряд ли стоит ожидать, что оно будет использовать законные средства не только для своего обогащения, но и создания какого-то бюджета страны.
Кроме того, резкий запрет на выращивание опийного мака лишит около 3 млн афганских фермеров доходов, гарантирующих им выживание. А новая власть не демонстрирует способности обеспечить их возможностью зарабатывать честным трудом, результаты которого не наносят вред здоровью других людей.
Now the uncontested rulers of Afghanistan, the #Taliban have set their sights on stamping out the scourge of narcotics addiction, even if by force.https://t.co/UmiVdCDVCE
— The Hindu (@the_hindu)
И в этом случае борьба с наркозависимостью на территории страны приобретает новый контекст. Стратегический для талибов товар в этом случае не должен использоваться на внутреннем рынке, а предназначается на экспорт. Так что репрессии в отношении испытывающих психологические трудности афганцев скорее являются не проявлением заботы о них, а шагом, направленным на сохранение финансирования «Талибана».
Несмотря на то, что ранее радикалы публично обещали придерживаться мирного пути и не вредить другим странам, основной инструмент их «теневой экономики» наносит страшный удар по миллионам людей по всему миру.
1 Организация запрещена на территории РФ.