На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Berg PRESS

566 подписчиков

Можно ли превратить «Партизана» в палубный самолет ДРЛО


Вторую мировую войну на Тихом океане, где столкнулись между собой США и Япония, вполне можно назвать «войной авианосцев». Битва за атолл Мидуэй показала, насколько важно своевременно обнаруживать вражеские самолеты. Получи японский адмирал Ямомото разведданные на несколько минут раньше, и дело могло обернуться для американцев совсем плохо. Работы над палубными самолетами ДРЛО Пентагон начал сразу же после завершения кампании, а ВМС США получили свой первый «Грумман» Е-2А «Хокай» еще в 1965 году.


Итак, зачем же вообще нужны самолеты ДРЛО и их палубные версии, в частности? Следует учитывать, что в случае полномасштабного вооруженного конфликта с серьезным противником вроде блока НАТО первыми в списке на уничтожение для него будут все спутниковые и прочие разведывательные системы, предназначенные для целеуказания нашим ракетам, боевым кораблям и самолетам. Авиационные комплексы радиообнаружения и наведения, размещенные на самолетах, позволяют осуществлять дальнее обнаружение объектов противника, на земле, воде и в воздухе, наводить на них средства поражения и перехвата, а также координировать действия Вооруженных сил в боевых условиях. У американцев система ДРЛОиУ АВАКС базируется на самолетах Boeing E-3 Sentry, у нас - на самолетах А-50 «Шмель» и А-100 «Премьер». Но если на суше нам есть что противопоставить ВВС США, то на море практически нечего.

Как известно, ВМС США построены вокруг авианосцев, являющихся огромными плавучими аэродромами. Помимо ударной авиации, каждый «Нимитц» несет на себе по несколько самолетов ДРЛО Грумман E-2 «Хокай». Это двухдвигательные турбовинтовые высокопланы, оснащенные вращающейся антенной РЛС, максимальная скорость которых достигает 598 км/ч, а дальность полета 320 км при продолжительности патрулирования в 3—4 часа. Самолеты имеют максимальную взлетную массу в 23,5 тонны и взлетают с палубы при помощи катапульты. «Хокай» призван следить за всеми надводными целями, а также обнаруживать самолеты на расстоянии до 540 километров и крылатые ракеты на расстоянии до 258 километров. Все полученные разведданные передаются на авианосец, а самолет ДРЛОиУ обеспечивает предупреждение о приближении вражеских целей и наведение на них своих истребителей и крылатых ракет кораблей сопровождения в составе АУГ.

Таким образом, авианосец – это не только мощное крыло палубной морской авиации, но и средство эффективной разведки и координации действий всей ударной группы, а не «никому не нужное плавучее корыто», «огромная плавучая мишень, которую легко потопить одной ракетой». А вы попробуйте, попадите по нему «Калибром», «Кинжалом» или «Цирконом», если вам нечем будет прицеливаться. Уже только по одной этой причине все разговоры о «ненужности» авианосцев в ВМФ РФ можно отнести к категории откровенного информационного вредительства либо полного непонимания сути вопроса.

Дело в том, что своего палубного самолета для единственного сохранившегося ТАВРК «Адмирал Кузнецов» у нас нет. В советский период разрабатывался проект самолета ДРЛО Як-44, на создание которого инженеров явно вдохновил американский прототип. Как и «Хокай», наш аналог представлял собой двухмоторный свободнонесущий высокоплан с антенной РЛС, размещенной в пилоне над фюзеляжем во вращающемся обтекателе. В отличие от E-2, отечественный самолет мог бы взлетать с палубы ТАВРК без катапульты, используя лишь один трамплин. Як-44 должен был иметь и палубную, и наземную версию. Увы, но в начале 90-х годов финансирование этого проекта было прекращено, и он так и не был доведен до конечного результата. Однако это никоим образом не означает, что Як-44 потерял свою актуальность, напротив. Получи «Адмирал Кузнецов» свой палубный самолет ДРЛО, эффективность действий его авиакрыла значительно выросла бы.


Самолет ДРЛО Як-44
К сожалению, возрождение данного проекта по-прежнему остается под большим вопросом. Пока вслед за США Китай, Великобритания, Турция, Индия, Япония и Южная Корея обзаводятся своими авианосцами, в России эта актуальнейшая тема превратилась в какой-то цирк шапито, а возможности ВМФ РФ остаются, пардон, кастрированными. Создается впечатление, что кто-то очень не хочет, чтобы у нашей страны появился свой собственный полноценный авианесущий флот, и в информационном поле эта проблематика подвергается сознательной профанации.

Но давайте вернемся к нашим баранам. Пока оставим за скобками тему строительства новых авианосцев и того, какими они могут и должны быть. Это вопрос очень дискуссионный, каждый имеет по этому поводу свое ценное мнение, и его не переубедишь. Давайте немножечко расслабимся и слегка пофантазируем о том, каким образом можно было бы решить задачу обеспечения самолетами ДРЛО того единственного ТАВРК «Адмирал Кузнецов» и того флота, что у нас реально есть. Оговоримся, что мы не предлагаем это делать вместо Як-44, который нужен в пару к полноценным авианосцам, а лишь как промежуточное решение на переходный период, здесь и сейчас.

Что нужно для такого проекта, чтобы его можно было реализовать относительно бюджетно и быстро? Нужен некий компактных размеров турбовинтовой самолет, имеющий небольшой разбег по палубе, чтобы взлететь с трамплина, на который можно поставить соответствующее радиоэлектронное оборудование, так? Вспомним, что такого интересного мы видели на авиасалоне МАКС-2021. Правильно, там нас всех приятно поразил самолет ТВС-2МС в версии «Партизан», который, благодаря оснащению дополнительными 8 электродвигателями, имеет гигантскую подъемную силу и способен взмывать в воздух, буквально пробежав по ВПП несколько метров. Также он способен садиться на площадку вертолетного типа размерами 50 на 30 метров, имеющую по краям преграды. Этот самолет прост и дешев в изготовлении, будет производиться довольно крупной серией. Звучит довольно интригующе.


Нет, мы не предлагаем прямо из «Партизана» в таком виде делать самолет ДРЛО, но использованные в этом проекте технологии сверхкороткого взлета могут послужить для него основой. У оригинальной версии ТВС-2МС крейсерская скорость 340 км/ч, грузоподъемность 3,5 тонны, максимальная дальность полета при полной загрузке - 1200 км. Да, до «Хокая» ему еще далеко, но это значительно лучше, чем у вертолета ДРЛО Ка-31, это большой шаг вперед к Як-44, который понадобится при строительстве полноценных авианосцев. Хотелось бы отметить, что на базе ТВС-2МС можно также сделать гидросамолет, способный взлетать и садиться как с воды, так и с палубы. Это может еще более расширить возможности ВМФ РФ. По своим габаритам «Партизан» сопоставим с противолодочным вертолетом Ка-27, который входит в вооружение российских крейсеров и новейших фрегатов проекта 22350, имеющих специально оборудованную вертолетную площадку. Оснастив такой корабль специальным подъемным механизмом, на нем можно будет разместить гидросамолет ДРЛО, усилив тем самым разведывательные и ударные возможности флота.

Разумеется, это лишь фантазия на тему. Не стоит сильно переживать по этому поводу в случае несогласия.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх