фото: vestikavkaza.ru
Правительство отчиталось в ГосДуме. Общий объём вопросов был очень велик, поэтому обращу внимание на два принципиальных аспекта. Первый, глобальный. Санкции вызвали кризис во всём мире и выход из него зависит не столько от безупречности действий правительства (такого в принципе не бывает), сколько от относительного качества работы управляющих органов и устойчивости экономики разных стран
И вот тут я обращаю внимание на одно обстоятельство, о котором сказал Мишустин. О том, что темпы роста России последние два (ковидно-кризисные) года превышали темпы роста в развитых странах. Кто-то скажет, мол, врёт всё ваш Росстат! Врёт, конечно, но врут все. Причём, в силу согласовательных действий МВФ, врут примерно одинаково.
Ну, может быть разве что США врут чуть посильнее всех.Но это значит, что априорная устойчивость и управление нашей экономки выше и лучше чем у конкурентов (давайте уже перестанем называть их партнёрами!). И главная задача правительства состоит как раз в том, чтобы это состояние максимально долго сохранить. С этой точки зрения отмечу, что ключевой негатив от санкций — сокращение рабочих мест (то есть рост безработицы) и сокращение импорта. В части промышленного импорта эти два явления сильно коррелируют.
У нас есть возможности для компенсации этого и главным, я считаю, является стимулирование малого и среднего бизнеса для развития производства товаров народного потребления и промышленного ширпотреба (разного рода винтики, гаечки, шайбочки, крепёжный элемент, запчасти и так далее). Именно эта часть в выступлении Мишустина меня особо заинтересовала.
Немного цитат:
«Для небольших компаний ввели кредитные каникулы. Совместно с Банком России расширили программы льготного кредитования, в том числе на пополнение инвестиционных и оборотных средств, а также масштабировали механизм «зонтичных» поручительств для большого числа предпринимателей»
«Продлили регионам возможность устанавливать налоговые каникулы для новых индивидуальных предпринимателей по некоторым налоговым режимам до начала 2025 года»
«На шесть месяцев был продлён срок уплаты упрощённого налога (УСН) за прошлый год и I квартал текущего. В первую очередь это поддержка малых и средних предприятий. Только эта мера позволит компаниям высвободить порядка 37 млрд рублей»
«Мы упростили и систему государственных закупок для повышения её эффективности как инструмента поддержки спроса на услуги российских предприятий. Наша задача – создать условия, чтобы контракты исполнялись, а у контрагентов государства были соответствующие средства на это и они могли оперативно реагировать на изменения ситуации»
Я бы добавил к этому списку как минимум необходимость снижения налогов на фонд заработной платы, обязательное предоставление кредитов банками под контракты с крупными предприятиями без залогов (ещё раз: БЕЗ ЗАЛОГОВ) и вообще обязательное наличие в банках отделов проектного финансирования, создание цифровой системы информирования о производственных возможностях малых и средних предприятий. У меня есть информация, что государство и крупные предприятия вообще не знают, что у нас в стране производится. Поскольку до недавнего времени чиновники и крупные менеджеры предпочитали покупать импортную продукцию.
Но в целом – я считаю, что ситуация достаточно позитивная и в будущее мы можем смотреть более или менее оптимистично. Правительство оказалось, более или менее, с учётом наших стратегических финансовых ограничений и просчётов финансового сектора, адекватно сложившейся ситуации. Что, конечно, не меняет необходимости смотреть на его работу и делать соответствующие замечания.