На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Berg PRESS

562 подписчика

Могут замахнуться на Псков: Межевич дал совет, как пресечь территориальные аппетиты Эстонии

Парламент Эстонии рассмотрел предложение отозвать подпись под договором о границе с Россией, в котором стороны отказываются от территориальных притязаний друг к другу. Политолог Николай Межевич уверен: за этим скрывается попытка «прощупывания почвы», на которую важно правильно отреагировать.

Предложение отозвать подпись под договором о госгранице с Россией направила в парламент Эстонии Консервативная народная партия.

В пояснительной записке депутаты обвинили Москву в «идеологических и политических атаках» на Таллин и «оккупации» более пяти процентов эстонской земли. В новом соглашении о границе должна быть преемственность от Тартуского мирного договора 1920 года, иначе Эстония не сможет получить компенсацию за территории, принадлежавшие ей в межвоенный период, пишет Delfi.

«Этот шаг (отзыв подписи. — Прим. ред.) позволил бы посадить Россию за стол переговоров и взять в качестве отправной точки для дальнейшего урегулирования продолжение действия Тартуского мирного договора», — приводит заявление авторов документа РИА Новости.

Справка: Тартуский мирный договор был заключен 2 февраля 1920 года. По этому соглашению Советская Россия признала независимость Эстонии и отдала ей часть исконно русских земель: Ивангород с прилегающим районом (сейчас Ивангород Ленинградской области) и большая часть Печорского края (ныне — Печорский район Псковской области). В 1944 году эти территории вернулись в состав РСФСР. В 2014 году главы МИД двух стран подписали новый договор о госгранице, но Эстония его до сих пор не ратифицировала. Таллин называет Тартуский договор основополагающим документом, подтверждающим суверенитет Эстонии, Россия рассматривает его как не имеющий юридической силы.

Парламент Эстонии предложения оппозиции отклонил, но не исключено, что «прощупывание почвы» продолжится, считает президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич.

Суть территориального спора между Таллином и Москвой, по словам собеседника «ПолитЭксперта», довольно проста: в 1920 году Владимир Ленин дал команду делегации Советской России пойти на уступки и отдать эстонскому государству земли, где никогда не было эстонского населения. А в 1944-1945 годы это недоразумение было исправлено.

После 1991-го Эстония провозгласила свою независимость, и начались переговоры о границе. Николай Межевич был экспертом сначала советской делегации, которой руководил Анатолий Собчак, а потом и российской. К концу 1997 года была завершена техническая часть договора, описывающая, «где чей пенек и ручеек».

«Политическая часть подвисла: Эстония тогда уже готовилась ко вступлению в НАТО, затем были периоды обострения международных отношений. Но обе стороны понимали, что лучше заключить этот договор, подписать его и закрыть вопрос», — рассказал политолог.

По словам Межевича, у Эстонии «нет ни военных, ни экономических, ни политических возможностей реально претендовать на эти территории»:

«Сам факт этих претензий не встречает понимания даже в эстонском политикуме, что и показало голосование в Рийгикогу (парламент Эстонии. – Прим. ред.). Тем не менее есть определенные люди, политики, которые на этом вопросе хотят делать политический капитал. И делают его в том числе и сегодня».

Проверка на прочность

Политолог не исключал, что парламент Эстонии примет решение об отзыве подписи под договором, но «какие-то рудиментарные остатки здравого смысла» все-таки победили, и предложение ультраправой оппозиции не прошло. Но это не значит, что аппетиты эстонцев поумерятся. 

«Пока все осталось по-прежнему, но понятно, что нас щупают на прочность и со стороны Эстонии. Все очевидно. Украинская проблематика дестабилизирует не только те места, где уже были сложности, но и те, которые в широких кругах общественности как проблемные не воспринимались», — заметил профессор.

Насколько далеко могут зайти эти «проверки», Межевич рассуждает «абсолютно цинично»: если Россия проиграет конфликт с Западом, эстонцы вспомнят свои претензии на часть территорий.

«Ослабленная Россия — как раз то, чего Эстония очень хочет. Возможны и дальше претензии — на Псков и т.д. Это люди бесчестные, я это помню по многочисленным дипломатическим контактам весьма приличного уровня. Эстонцев может сдержать только уверенность в нашей силе. Значит, мы должны показать силу», — подчеркнул собеседник ПЭ.

Читайте также:

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх