На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Berg PRESS

566 подписчиков

Эксперт оценил угрозы Черноморскому флоту от турецкого канала «Стамбул»

В Турции зреет ситуация, которая способна поссорить Анкару как со странами-союзниками, так и с ее противниками. Связана она с планами Эрдогана построить канал «Стамбул». Он должен стать альтернативой имеющему особый международно-правовой статус проливу Босфор-Дарданеллы, который соединяет Черное и Мраморное моря и дает проход кораблям в Средиземное.

Создаст нам проблемы в области военной безопасности
Фото: pixabay.com

Правила прохода по проливу регламентирует Конвенция, подписанная в 1936 году в швейцарском городе Монтрё десятью странами. В отличие от Босфора, новый канал «Стамбул» станет исключительно турецким и, как не раз заявлял президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, морское сообщение через новый канал не будет подпадать под действие конвенции Монтрё.

О том, какое военное значение для России может иметь появление нового морского пути из Черного в Средиземное море, «МК» объяснил военный эксперт.

В начале апреля в соцсетях был обнародован документ, который подписали 104 высокопоставленных отставных офицеров турецких военно-морских сил - так называемое «открытое письмо адмиралов». В нем они выражали тревогу по поводу возможного выхода Турции из Конвенции Монтрё, в связи планами Эрдогана по строительству канала. Адмиралы также высказали несогласие с  инициированным им пересмотром Конституции страны.

Бывшие военные напоминали, что в годы Второй мировой войны Конвенция Монтрё стала залогом сохранения Турцией статуса нейтралитета. Отказ от него – это покушение на наследие Кемаля Ататюрка, предостерегавшего турок от проведения авантюрной внешней политики.

По мнению подписантов, возможный выход из Конвенции принципиально изменит внешнеполитическое положение Турции, в результате чего она обретет множество врагов в том числе среди своих нынешних союзников – европейских стран.

После открыто высказанного несогласия военных с политикой Эрдогана власти выдали 14 ордеров на арест отставных адмиралов. Правда, как отметила турецкая прокуратура, позиция относительно Конвенции Монтрё стала для них лишь поводом, чтобы высказать недовольство планами по изменению Конституции.

Сейчас суд в Анкаре освободил экс-адмиралов, определив им в качестве меры пресечения подписку о невыезде. Однако споры о строительстве канала «Стамбул» по-прежнему не утихают.

Против активно выступают экологи, утверждая, что стройка нарушит экологический баланс в Мраморном море. Резкое повышение в воде серо-водорода приведет к уничтожению массы различных видов флоры и фауны, превратив море из Мраморного в Мертвое. Для жителей Стамбула постоянный серо-водородный запах вообще станет настоящим проклятием.

Турецкие ученые недавно даже опубликовали на эту тему доклад, который так и называется: «Либо канал, либо Стамбул». А турецкий центр по изучению общественного мнения Artıbir провел опрос, представив неутешительные для властей цифры. Лишь 21,1% жителей Стамбула поддерживают проект нового канала, а 72,4% выступают резко против.

В свою очередь, турецкие власти утверждают, что новый водный путь в Мраморное море, наоборот, поможет решить проблемы экологии, так как из-за высокой плотности грузопотока в Босфоре, там частенько случаются аварии танкеров с разливом нефти.

И действительно, считается, что по Босфору ежегодно проходит порядка 25 тысяч танкеров. На самом деле, их сейчас проходит почти в два раза больше. С учетом возросших возможностей нефтедобычи ряда азиатских стран, отправляющих свою нефть по Черному морю в Европу, прогнозируется, что число танкеров вскоре должно приблизится к цифре 70 тысяч.

Через Босфор проходят в том числе и российские нефтяные танкеры, которые из-за растущего товаропотока также сталкиваются там с рядом ограничений. Именно поэтому многие российские тюркологи считают, что не следует столь категорично отвергать идею строительства еще одного водного пути в Средиземное море, выгодного для всех причерноморских стран, включая Россию.

Конечно, более всего он будет выгоден Турции. После его ввода в строй, она намерена ежегодно получать в казну дополнительно до $5 млрд. При этом будут сняты большинство ограничений, с которыми приходится сталкиваться экипажам судов в процессе транспортировки грузов по Босфору.

В планах Эрдогана завершить строительство канала «Стамбул» уже к 2023 году — к столетию Турецкой Республики. Известно, что длина его составит 43 км, ширина – порядка 400 метров, а глубина не более 25 метров. В том, что канал будет построен, мало кто сомневается. Чтобы он появился туркам надо прорыть всего чуть более 40 км, соединив уже имеющиеся естественные водные артерии – реки и озёра – на пути из Мраморного моря в Черное.

При этом далеко не все считают, что новый канал поставит крест на Конвенции Монтрё. Например, посол России в Турции Алексей Ерхов в эфире телеканала «Россия-24» заявил, что «речь о пересмотре конвенции Монтрё не идет. Это документ, который действует и который, как видится, будет действовать. Он является очень важным, краеугольным для обеспечения региональной безопасности в Черноморском регионе».

Однако в этом вопросе есть еще и военная составляющая. Как считает ряд экспертов, новый канал «Стамбул» может открыть беспрепятственный проход в Черное море кораблям НАТО.

Вот что об этой стороне проблемы рассказал «МК» военный эксперт, капитан 1 ранга запаса Владимир Гундаров.

- Дело в том, что по Конвенции Монтрё, Турция обязалась сохранять свободу прохода через пролив лишь за гражданскими судами. Их проход ничем не лимитирован. В мирное время торговые суда пользуются полной свободой прохода по Босфору, днем и ночью, независимо от провозимого груза и флага государства, под которым они идут. Страны даже не платят деньги за проход через Босфор, как это делают, когда идут через Суэцкий или Панамский каналы. Ну разве что, кроме положенного минимума за санитарный контроль, навигационное сопровождение и спасательные службы. Турция при этом следит чтобы, не было толкучки и каких-то навигационных происшествий во время следования судов по каналу.

Военные корабли черноморских стран (Россия, Украина, Румыния, Болгария, Грузия, Турция) точно так же, как и гражданские суда, могут свободно проходить через Босфор в мирное и военное время. Хотя некоторые ограничения для них все же имеются. К примеру, даже черноморским странам, включая Россию, нельзя через Босфор проводить авианосцы. Именно поэтому, когда в советское время мы строили свои авианосцы, то называли их авианесущими крейсерами. Их спускали на воду в Николаеве, на Украине. Затем, чтобы отправить их на Северный или Тихоокеанский флот, надо было преодолеть Босфор. Чтобы получить специальное разрешение на их проход, мы объявляли, что это – не авианосец, а именно авианесущий крейсер.

Для военных кораблей нечерноморских держав введены существенные ограничения по классу, сроку пребывания в Черном море (не более 21 дня) и тоннажу (до 45 тыс. тонн).

Теперь, когда Турция построит канал – а она его обязательно построит – это, скорее всего, будет коммерческая транспортная артерия. Анкара на нем, естественно, хотела бы зарабатывать деньги. Это примерно, как платная и бесплатная дороги, которые идут рядом в одном и том же направлении. Кто хочет, может ехать по платной дороге, а кто-то – по бесплатной.

Но главное, такая «платная дорога» - канал «Стамбул» не попадает под действие Конвенции «Монтрё», так как в момент ее принятия «дороги» просто не было. А значит, построив ее на своей территории, Турция теперь будет сама решать, кого пропускать по ней, а кого - нет.

В то же время, мне не очень понятно, почему все так дружно заговорили, что с появлением канала «Стамбул» Конвенция Монтрё перестает действовать? Ведь этот документ регулирует не просто прохождение кораблей по Босфору, но и такие показатели, как тоннаж и время пребывания в Черном море военных кораблей для не черноморских стран. То есть с юридической точки зрения факт эксплуатации нового канала не должен влиять на эти два показателя – время и тоннаж. Хотя здесь пока многое еще неясно.

Но с военной точки зрения, для нас, может быть, важней другое: в полтора-два раза увеличивается пропускная способность кораблей, идущих в Чёрное море.  И если в случае военного кризиса потребуется туда перебросить военные корабли, то НАТО получает возможность сделать это быстрее, чем раньше. Таким образом существенно улучшается военная логистика для НАТО. При этом наши корабли Турция может через канал и не пустить.

А когда случается какая-то военная заваруха, то мы в этом случае выставляем свои отряды заграждения перед Босфором, чтобы «фильтровать» все корабли, которые там проходят. Для выполнения такой задачи требуется один состав флота. Но если откроется новый канал, то нам потребуется уже другой, более многочисленный состав, так как мы тогда не сможем разорваться и на Босфор, и на канал «Стамбул», чтобы «фильтровать» и там, и там.

То есть потребуется наращивать численность кораблей Черноморского флота. А это уже проблема. И не не только финансовая, но и проблема базирования.

Севастополь, конечно, большая база, но в этом случае, скорее всего, придётся задействовать еще и новороссийскую базу, которую мы потихонечку достраиваем. В отличие от Севастополя, который считается передовой базой, Новороссийск в военный период всегда относился к базам тыловым. Но теперь придется думать, как там дополнительно размещать корабли, увеличивать причальный фронт, что непросто.

Ведь Новороссийский порт используется еще и как перевалочная база для различных грузов – зерна, нефти, газа. То есть сильно увеличивать военную составляющую Новороссийской военно-морской базы не получится. Так что новый канал Эрдогана создаёт нам проблемы как экономического характера, так и проблемы по части военной безопасности.

Справка «МК»:

Пролив Босфор между Европой и Малой Азией, соединяющий Чёрное море с Мраморным. На обеих сторонах пролива расположен крупнейший турецкий город Стамбул. Босфор – самый узкий межконтинентальный пролив в мире. Длина: 29,9 км. Максимальная ширина пролива — 3700 м (на севере), минимальная — 700 метров. Глубина фарватера — от 33 до 80 метров. Максимальная глубина - 120 метров. В паре с проливом Дарданеллы соединяет Чёрное море с Эгейским, которое является частью Средиземного.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх