На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Berg PRESS

566 подписчиков

Насколько флоту России нужен новый авианосец?


Авианосцы в составе Военно-морского флота России – тема сложная и спорная. Дискуссии о насущной необходимости постройки кораблей подобного класса ведутся с начала 2000-х годов. Большинство военных экспертов сходятся на том, что ВМФ России должен располагать как минимум тремя авианосцами. В них нуждается и Северный флот, и Тихоокеанский. Однако, дороговизна строительства, обслуживания и эксплуатации является серьёзным фактором, который затрудняет воплощение авианесущих проектов.

Аванпроект авианосца у России уже есть. ОПК также располагает многими требующимися для создания такого крупного корабля технологиями. Ядерные энергетические установки высокой мощности, которые обеспечат соответствующую скорость, в наличии. Несмотря на это, пока в распоряжении ВМФ России только один корабль подобного класса – тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

«Адмирал Кузнецов» был введён в эксплуатацию ещё при СССР, в далёком 1991 году. Сейчас Минобороны России проводит ремонт и модернизацию корабля, после чего он вернётся в строй. Авианосец оснащён противокорабельными крылатыми ракетами комплекса ударного ракетного оружия «Гранит», зенитными ракетными комплексами «Кинжал» и «Кортик». Штатное крыло состоит из палубных самолетов Су-33 и Су-25, а также вертолетов Ка-27/Ка29. Кроме того, на корабле проходила испытание новая авиагруппа в составе истребителей МиГ-29К и вертолетов Ка-52К.

С одной стороны, авианосцы – это проекция силы, олицетворение амбиций и возможностей государства. Авианесущие крейсеры позволяют поддерживать масштабную сухопутную операцию с моря. К примеру, флот с авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» Минобороны РФ использовало в Сирии. Многие боевые действия во время военной кампании в Ираке ВМС США осуществляли, задействуя именно авианосную ударную группу. К объективным плюсам расширения российской группировки авианосных сил можно также отнести мощнейший военно-технологичный импульс для оборонно-промышленного комплекса.

С другой стороны, военная доктрина России – сугубо оборонительная. Так ли нужны российскому Военно-морскому флоту для решения стратегических задач в отдалённых регионах мира плавучие аэродромы, в строительство которых были вложены астрономические суммы? По одной из представленных оценок, на создание головного авианосца водоизмещением не менее 70 – 80 тысяч тонн потребуется около полутриллиона рублей.

Проблема состоит ещё и в том, что после развала Советского Союза единственная верфь, которая строила авианосцы, осталась в Украине. В нынешней России нет судостроительного предприятия, способного осуществить закладку и постройку такого громадного корабля. Помимо всего прочего, авианосцы достаточно уязвимы. Подлодки с крылатыми ракетами дальнего действия вполне способны потопить авианосец, и его потеря фактически ознаменует завершение любой военной кампании.

 Так или иначе, сегодня стоит задача развивать океанский флот, и промышленность работает на опережение интересов и предвосхищение ожиданий Минобороны РФ. К примеру, все макеты авианосцев, показанные на военно-техническом форуме «Армия», – инициативные, они создаются за счет самих предприятий. Так, Крыловский государственный научный центр разработал для отечественного флота проект атомного авианосца «Шторм».

Нельзя отрицать, что подобные корабли могут значительно укрепить военно-морскую мощь страны. Возможно, в перспективе необходимо будет разметить где-то в океане «точку опоры», которая обеспечит национальные интересы России вдали от берегов. Таким образом, военно-промышленной комиссии при подготовке государственной программы развития вооружений на 2024-2033 годы предстоит грамотно оценить целесообразность включения в неё планов по строительству авианосцев нового поколения.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх