Японский эксперт пишет в Wedge Infinity о том, что попытки ухода Запада от российской энергии никакого результата не дадут. Но неизбежно приведут к спаду в западной экономике. Более того, как считает автор, при разработке новых высокотехнологичных видов производства энергии они породят сильную зависимость Запада от Китая, загоняя ЕС в "китайскую ловушку"
Прошло восемь с половиной недель с начала военной спецоперации России на Украине. С того момента 27 стран Европейского союза (ЕС) заплатили Москве более 37 миллиардов евро за импорт ископаемого российского топлива. По сравнению со всей прошлогодней стоимостью этого импорта в размере 99 млрд евро, эта сумма, уплаченная Евросоюзом России существенно растет, отражая неумолимую тенденцию роста цен на российское топливо в Европе.
В первом квартале 2022 года она увеличилась по сравнению с тем же периодом прошлого года почти на 50%.
В ЕС начато активное обсуждение немедленной приостановки импорта ископаемого топлива из России, но воз не сдвигается с места. Такие важные члены ЕС, как Германия и Венгрия неизменно утверждают, что "удар от приостановки импорта для Европы будет гораздо более значительным, чем для России". В этой связи расчеты на быструю остановку импорта российских энергоносителей на европейский континент не оправдались.
Цены на ископаемое топливо, которые бурно росли с прошлого года, после начала спецоперации выросли еще больше, а затем несколько упали, но по-прежнему остаются запредельно высокими. Рубль, поначалу сильно упавший из-за санкций Европы, США и Японии в отношении российских финансовых институтов, неожиданно быстро и резко вернулся к прежним значениям и даже укрепился из-за большого положительного сальдо платежного баланса России в первом квартале этого года и умелых мер "валютной обороны" со стороны российских финансовых институтов, и прежде всего, Центрального банка. Хотя санкции оказали заметное влияние на жизнь населения и экономическую деятельность России, их воздействие на государственные предприятия, получающие доход от экспорта ископаемого топлива, оказалось весьма ограниченным.
Для усиления санкций необходимо введение Западом эмбарго на российское ископаемое топливо. Европейская комиссия приняла решение ввести эмбарго на уголь с августа, но стоимость импорта угля, уплаченная Евросоюзом России после начала спецоперации, составляет всего 780 млн евро. В стоимостном выражении это равняется лишь 2% от общей стоимости российского экспорта ископаемого топлива. Для сравнения: стоимость поставок в Европу российского газа после начала спецоперации составила более 24 миллиардов евро. Это более двух третей стоимости всего энергетического экспорта России на европейский континент
Движимая своим устремлением "прекратить оплачивать военные расходы России", Европа пытается постепенно проложить путь к запрету российского ископаемого топлива. Но получается это у ЕС плохо. Более того, уход от российской энергии, эта своеобразная "де-россиизация" энергетического баланса Евросоюза с неизбежностью толкает его ко все большей зависимости от Китая, как в области получения китайского оборудования и микроэлектроники, так и в области привязки к китайским минеральным ресурсам, прежде всего, редкоземельным материалам. Кроме того, уход от российского топлива, может вызвать рост цен на все виды энергии, и не только на ископаемое топливо, но и на возобновляемые источники энергии, атомную энергию и водородную энергетику.
Западу предстоит сформулировать энергетическую политику, не зависящую от России или Китая. "Де-россииизация" оказывается не таким простым делом.
Профицит счета текущих операций в первом квартале этого года, объявленный ЦБ России, достиг 58,2 млрд долларов, что в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Сообщается о том, что это самый большой квартальный профицит с 1994 года.
Именно цены на ископаемое топливо, взлетевшие с прошлого года, поддержали профицит счета текущих операций России. Положительное сальдо платежного баланса страны достигло рекордной отметки в 66,3 млрд долларов (8,4 трлн иен).
Поскольку платежи России помогают ей уверенно покрывать военные расходы, связанные с военной спецоперацией на Украине, в ЕС усиленно обсуждается полный запрет на импорт ископаемого топлива из России. Однако никакого соглашения по этому поводу пока достигнуто не было. Тем временем Еврокомиссия предложила запретить импорт из России угля, на долю которого приходится относительно небольшая часть поставок российских энергоресурсов в Европу.
Как известно, в решении ЕК импорт угля из России был запрещен с льготным периодом в 3 месяца. Однако Германия, имеющая большой объем импорта российского угля, выступила против срока в 3 месяца и пересмотрела льготный период до 4 месяцев. Берлин принял решение о введении эмбарго на российский уголь с августа нынешнего года. Обсуждалось эмбарго и на сырую нефть и нефтепродукты, которые имеют меньшую долю в импорте Европой российской энергии, чем природный газ, но соглашение внутри ЕС также достигнуто не было.
ЕС обратился к Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) с просьбой увеличить добычу, но ОПЕК заявила: "Чтобы заменить российские поставки, нам нужно увеличить добычу более чем на 7 миллионов баррелей в день, и сделать этого мы никак не можем. ОПЕК может только с 1 мая увеличить добычу на 432 000 баррелей в сутки, как и планировалось изначально". Сообщается, что страны Евросоюза сократят объемы импорта сырой нефти и нефтепродуктов из России примерно с 15 мая, однако совершенно неясно, будет ли это реализовано, а если и будет, то как конкретно.
Еще сложнее для Европы заменить природный газ, поставляемый из России по трубопроводам, из других источников. Импорт сжиженного природного газа (СПГ) из США увеличивается, но заместить Европе весь российский природный газ, доля которого очень велика (около 50%), континенту крайне сложно.
Доля России в импорте ископаемого топлива ЕС, по данным Статистического управления Еврокомиссии, составляла на конец 2021 года 48,6% по природному газу, 49,1% по углю и 25,4% по нефти. Избавиться от столь значительной зависимости от российских энергоресурсов в обозримой перспективе будет очень сложно. Одновременно следует заметить, что Россия тоже не сидит, опустив руки и тоже начинает готовиться к политике "де-россиизации" ЕС.
На долю России приходится 20 % мирового рынка экспорта природного газа, 10 % рынка нефти и 20 % рынка угля. Президент России Владимир Путин 14 апреля провел совещание по нефти и природному газу, на котором заявил: "Для Европы уход от российских энергоресурсов нерационален, и в обозримой перспективе ЕС не сможет обойтись без российского природного газа и нефти". Фактически уже сейчас "де-росиизация" ЕС сдерживает темпы его развития, приводя к серьезной дестабилизации европейских рынков и росту цен.
Однако Россия также сильно зависит от европейского рынка, и если страны ЕС попытаются отказаться от ее энергоресурсов, она тоже понесет большой ущерб. Президент Путин называет Африку, Азиатско-Тихоокеанский регион и Латинскую Америку новыми рынками сбыта ископаемого топлива из России и просит к 1 июня представить отчет о развитии инфраструктуры для освоения новых рынков, особенно трубопроводов для поставок природного газа в Китай, прежде всего "Силы Сибири" и трубопровода, связывающего Сахалин с Хабаровском и Владивостоком.
Какое-то время Россия и европейские страны пытались стабилизировать свои отношения в области энергии, стремясь к нормальному сотрудничеству в сфере поставок ископаемого топлива, но теперь, судя по всему, они решили устранить свою зависимость друг от друга. Инициатива здесь, конечно, за Европой. Краткосрочные меры по "де-россиизации" в европейских странах будут в основном сосредоточены на диверсификации источников поставок и сокращении потребления энергии. В среднесрочной и долгосрочной перспективе они будут развивать неископаемые виды топлива в дополнение к диверсификации источников поставок. Великобритания, Германия и Франция и другие уже объявили о конкретных мерах.
Великобритания, Франция и другие страны объявили о строительстве новых атомных электростанций и дальнейшем использовании существующих объектов для устранения зависимости в энергии от России и борьбы с глобальным потеплением. Франция объявила, что к 2050 году построит до 14 новых атомных электростанций и продолжит эксплуатировать существующие объекты в течение более 50 лет. Великобритания объявила о планах в 2050 году обеспечить 25% своей выработки электроэнергии на атомных электростанциях, построив до восьми новых АЭС. Кроме того, обе страны объявили, что будут инвестировать государственные средства в разработку малых модульных реакторов (SMR). Бельгия планировала закрыть две АЭС, начавшие работу в 1985 году, в 2025 году, но решила продлить эксплуатацию еще на 10 лет ввиду необходимости "де-россиизации".
В то же время крупные европейские страны планируют повсеместно внедрять возобновляемые источники энергии. В центре этой программы находится морская ветроэнергетика. Великобритания, которая была когда-то страной номер один в мире по производству ветряных турбин, пока не уступила свою позицию Китаю в 2009 году, собирается увеличить суммарную мощность производимых ею ветряков с 12,5 миллионов кВт до 50 миллионов кВт к 2030 году и 85 миллионов кВт в 2050 году. Франция впервые начнет эксплуатацию морских ветряных электростанций в этом году, но уже к 2050 году планирует увеличить их мощность до 40 миллионов кВт.
Германия, у которой в настоящее время есть мощности морской ветровой электроэнергетики в объеме 7,7 миллионов кВт, объявила, что к 2018 году она увеличит их до 30 миллионов кВт, а, к 1945 году — до 70 миллионов кВт. Поскольку от начала строительства до начала эксплуатации морских ветряных электростанций проходит обычно не менее четырех-пяти лет, каждая из этих стран объявила, что введет меры финансовой и административной поддержки этого процесса, такие как упрощение процедуры сертификации.
И атомная энергетика, и возобновляемая энергетика, конечно, способствуют "де-россиизации" энергозависимости Европы. Но здесь есть большая проблема: эффект от этой политики проявится далеко не сразу. Еще большая проблема заключается в том, что хотя политика и будет способствовать отходу ЕС от российской ископаемой энергетики, но она же серьезно повысит зависимость Европы от Китая в отношении сырья для сложного высокотехнологичного оборудования. Это создаст для европейцев новую зависимость, но теперь уже от Поднебесной. Кроме того, в условиях высокой потребности возобновляемой энергетики в высоких технологиях, неизбежно сильно вырастут цены на сырье и материалы для нее, что несет с собой риск снижения конкурентоспособности по сравнению с традиционными источниками энергии.
Великобритания и Франция планируют в дополнение к морскому ветроэнергетическому направлению активно заниматься и солнечной энергией. Для всего этого потребуются значительные сырьевые ресурсы в виде меди, алюминия и различных редкоземельных материалов. А более половины их добычи и производства сосредоточено в Китае.
Отход в получении энергии от России порождает необходимость в получении большого количества высокотехнологичного оборудования для эксплуатации возобновляемых источников энергии. А это повлечет за собой высокую степень зависимости от Китая. Ведь большая часть тех природных материалов и ресурсов, которые требуются для производства оборудования, связанного ветряной и солнечной электрогенерацией, находятся в Китае, а также в России.
По данным Американского департамента геологии, по состоянию на конец 2021 года на Китай приходилось около 60% мировых запасов редкоземельных материалов, 38% запасов меди, 57% запасов алюминия, около 50% запасов кадмия.
В результате зависимости от Китая, у которого совершенно другая политическая система чем в западных странах, по многим минералам и сырью возникнут проблемы со стабильными поставками и ценами. Для проектов морской ветроэнергетики от начала строительства до ввода в эксплуатацию требуется несколько лет. С учетом сильной зависимости от Китая первоначально ожидаемая стоимость оборудования будет расти, сроки завершения строительства объектов могут увеличиваться, и в конечном счете цена производства электроэнергии может значительно возрасти по сравнению с расчетной. Это станет мощным фактором дестабилизации рынка возобновляемой энергии.
В атомной энергетике тоже существует проблема поставки обогащенного урана в качестве топлива. Добыча урановой руды ведется во многих странах, таких как Казахстан и Австралия, но Россия обладает более чем 40% мировых обогатительных мощностей. Руда, добываемая в Казахстане, крупнейшей в мире стране по добыче урана, отправляется на обогащение в Россию. Ядерное топливо загружается в реакторы раз в несколько лет, так что привязка установок к нему достаточно прочная. Поэтому на перспективу придется конструировать оборудование, не зависящее от России, что тоже удорожит атомную энергетику.
Для укрепления безопасности Японии мы должны выстроить цепочку энергетических поставок, не зависящую ни от России, ни от Китая. Европейские страны разрабатывают такую стратегии по закупке аккумуляторных батарей для электромобилей, редкоземельных элементов и т. д., которая делала бы их независимыми от Китая.
В краткосрочной перспективе Японии потребуются меры по снижению зависимости от России по ископаемому топливу и одновременному увеличению коэффициента закупок энергоресурсов у стабильных стран, таких как США и Австралия. Тот факт, что цены на энергоносители во всем мире пока остаются высокими, следует воспринимать как побочный продукт мер по укреплению безопасности. Как и в крупных европейских странах, в Японии тоже могут потребоваться государственные субсидии на энергию.
В среднесрочной и долгосрочной перспективе нам необходимо повысить уровень самообеспеченности энергией за счет перезапуска АЭС, а также работы с возобновляемыми источниками энергии и развития водородной энергетики. Для этого в сотрудничестве со странами Запада Японии необходимо срочно создать систему снабжения сырьем, не зависящую от Китая и России.
Если "де-россиизация" японской, как и всей западной энергетики, приведет лишь к возрастанию нашей зависимости от Китая, то никакого смысла в ней видится.
Автор: Рюдзо Ямамото (Ryuzo Yamamoto) - почетный профессор Университета "Токоха" (частный исследовательский университет в Японии). Директор НПО "Международный институт экономики природопользования". Работал на ответственных должностях в корпорации Sumitomo Corporation. Являлся членом Совета по промышленной политике Министерства экономики, торговли и промышленности Японии. Автор многих книг, в том числе "Пределы роста, вызванные недостаточностью энергетики Японии".