Европе и США грозит крупнейший дефицит продовольствия. Две его главные причины приводит Financial Times — это стремительный рост цен на удобрения после прекращения их экспорта из России и Белоруссии, а также зашкаливающие котировки природного газа — основного компонента азотных химикатов.
Мировой индекс удобрений CRU вырос на 30% с начала января и уже побил рекорд кризисного 2008 года.Примечательно, что угроза продовольственной безопасности объявлена не только в третьем мире, но и в странах "золотого миллиарда". Как сообщает The Washington Post, стоимость удобрений в Иллинойсе в прошлом году составляла 510 долларов за тонну, а сейчас — 1508 долларов.
Отдельная проблема — недоступность российских и украинских сельхозкультур, которая также разгоняет цены. Фьючерсы на пшеницу в США выросли на 29% с 25 февраля, на кукурузу — на 15%, на сою — на 6%, а за ними потянулись и остальные культуры. Черноморские порты стоят, и альтернатив не видно, констатирует Bloomberg.
Не совсем так, заявляет Reuters: у американских фермеров имеется свой урожай пшеницы. Вот только продать его они не в состоянии. Из-за рекордных цен другие участники сложной цепочки обработки зерна перестали закупаться из страха, что не смогут перепродать свою часть товара с прибылью. Нет продаж — нет денег на семена для будущей посевной, а значит главные проблемы еще впереди.
В Старом свете дела не лучше — там стремительно дорожают пшеница и ячмень. Еврокомиссии вынуждена отложить в долгий ящик планы устойчивого развития сельского хозяйства, поскольку ситуация на Украине спутала ей все карты.
При этом Евросоюзу приходится впервые в истории задействовать антикризисный фонд в размере €500 млн, лишь бы смягчить последствия кризиса. Это поможет частично компенсировать высокие цены, но вряд ли ликвидирует дефицит зерна.
Все говорит о том, что грядущего голода не сможет избежать не только нищий Юг или перенаселенный Восток, но и богатый Запад. Система пошла вразнос, и никакие миллиарды не в силах исправить дело.
Елена Панина, директор Института РУССТРАТ