На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Berg PRESS

563 подписчика

Маргарита Водецкая: «С большей русофобией, чем на Украине, я не сталкивалась нигде и никогда»

Маргарита Водецкая, автор интернет-бестселлера «Покидая страну 404», запрещает называть себя «украинской писательницей». И уточняет: «Мои дедушки и бабушки (и даже прадедушки и прабабушки) хоть и родились на территории Николаевской, Одесской и Донецкой областей, принадлежали к другим национальностям.

Я считаю себя космополитом и выступаю категорически против любого национализма и разделения людей по национальному, языковому и религиозному признакам». Несколько лет назад Водецкая эмигрировала в Канаду, а её книга, изданная в марте 2021, во многом оказалась пророческой.

В интервью специальному корреспонденту МФАН Водецкая рассказала о своём видении причин нынешней ситуации в Украине, а также пояснила, за счёт чего работает украинская пропагандистская машина.

ФАН:  Когда вы писали свою книгу, то предполагали ли, что описанные вами системные «баги» украинского социума приведут к вооружённому конфликту между Россией и Украиной?

Маргарита Водецкая: «Покидая страну 404» была написана в конце 2020 года, когда война на востоке Украины шла уже много лет; при этом любое упоминание о ней в украинских СМИ обязательно сопровождалось упоминанием России как военного противника, а русских, в лучшем случае, как врагов. Но моя книга не о войне, а о тех социальных процессах, которые были запущены в Украине ещё в прошлом веке и привели к массовой эмиграции, развалу экономики, медицины и образования, и, как результат, к разрушению социальных и экономических связей. В сложившейся ситуации могла бы происходить дальнейшая «мирная» деградация и архаизация общества, но, поскольку Украина занимает важное геополитическое положение, она оказалась втянута в крупные политические и экономические игры, в которых стала, по сути, разменной пешкой, что и привело, к несчастью, к вооружённому конфликту.

ФАН: Когда и как вы узнали про начало российской спецоперации на Украине? Какие чувства вызвало у вас начало боевых действий в вашей родной стране?

Маргарита Водецкая: За неделю до начала военных действий я прилетела в Киев. Город показался мне пустынным, буквально брошенным. Людей не было ни на знаменитом книжном рынке «Петровка» возле станции метро, которая раньше носила такое же название (в 2018 году она была переименована в «Почайну»), ни в историческом центре, ни на загруженных обычно автомобильных дорогах. Зато в ветеринарной клинике, где выдавали справки, необходимые для вывоза домашних любимцев за границу, невозможно было протолкнуться.

Все киевские знакомые, с кем мне удалось встретиться в этот приезд, были крайне напряжены. Кто-то из-за новостей, в которых нагнеталась патриотическая истерия, кто-то из-за безработицы, связанной с массовым отъездом потенциальных клиентов сферы обслуживания, или с тем, что сворачивались всевозможные проектов в других сферах. Было ощущение, что должно произойти что-то ужасное. Отбросив эмоции, я старалась анализировать ту информацию, которую получала из первых рук, или которая носила официальный характер. Например, я узнала о том, что сотрудники обеих киевских синагог, имеющие израильское гражданство, выехали из страны, и это произвело на меня гораздо большее впечатление, чем сообщения в СМИ о запланированной эвакуации посольств из столицы во Львов. В общем, я поспешила покинуть Киев.

Рано утром 24 февраля я узнала о том, что по всей территории Украины были нанесены ракетные удары. Сам факт военной операции меня шокировал, но, признаться честно, в сложившихся обстоятельствах я ожидала чего угодно: от теракта и техногенной катастрофы — или, например, разрушения дамбы Киевского водохранилища — до взрыва на атомной станции и очередного государственного переворота.

ФАН: Столкнулись ли вы с массированной киевской пропагандой, которая многократно усилилась после начал боевых действий? Что вы об этом думаете, считаете ли её эффективной? 

Маргарита Водецкая: Киевская пропаганда до обидного примитивна, но льётся из каждого утюга, рассчитана на аудиторию, которую готовили десятилетиями — и поэтому эффективна. Тридцать лет, особенно последние восемь, шло активное расчеловечивание русских как этноса (по отношению к россиянам и русским использовались такие термины, как «орда», «колорады», «орки», в общем, не люди… а значит убивать их легко, приятно и даже полезно). СМИ, форумы, социальные сети, лидеры мнений подают информацию таким образом, что любые точки зрения, отличные от ура-патриотических, по умолчанию считаются пророссийскими и, соответственно, вражескими.  Тех, кто позволяет себе озвучивать собственные суждения, осмеивают, банят, а то и подвергают насилию или репрессиям.

ФАН: А что вы думаете о санкциях и демонизации РФ в западных СМИ?

Маргарита Водецкая: В современном глобальном мире невозможно наказать санкциями только одного игрока. Разрыв тесных экономических связей и даже, казалось бы, незначительные нарушения в логистических цепочках могут привести к таким катастрофическим последствиям, как энергетический, продовольственный или транспортный кризис, инфляция и банковский коллапс. И в первую очередь всё вышеупомянутое ударит не по той стране, на которую были наложены санкции, а по странам, которые не располагают достаточными энергетическими и продовольственными ресурсами. Они вынуждены их закупать, и в конечном итоге санкции бьют по простым гражданам этих стран. И вряд ли правительствам удастся объяснить возникшие экономические проблемы одной только демонической ролью России. Однако не стоит надеяться, что холодильник победит телевизор, потому что у жителей Украины «холодильник» пустел много лет, но верить в мифы они не переставали.

ФАН: Читаете ли вы западные и украинские издания, которые пишут о конфликте? Есть ли шансы, например, у канадцев узнать реальные факты о поведении нацбатов, о том, как они прикрываются населением, и прочие особенности конфликта?

Маргарита Водецкая: Украинские новости о спецоперации можно было бы охарактеризовать строкой из книги «Годы войны» Василия Гроссмана: «Сильно потрепанный враг продолжал трусливо наступать». Или строкой из одного известного украинского писателя-юмориста: «Враг в панике бежал на заранее подготовленные позиции. Правда, они были подготовлены нами и, в общем-то, не для него».

Иностранные СМИ подают информацию, отражающую точку зрения той стороны конфликта, которую они поддерживают. В общем и целом, массовый зарубежный потребитель новостного контента очень слабо представляет себе происходящее в другой стране и больше увлекается эмоциональным видеорядом, чем скучными объяснениями.

И вообще, обычных граждан в Канаде больше интересуют цены на заправке и в супермаркете.

ФАН: Сталкивались ли вы с русофобией?

Маргарита Водецкая: С большей русофобией, чем в Украине, я не сталкивалась нигде и никогда.

Со времён Майдана 2014 года стали популярны лозунги «Москаляку на гіляку» («Москаля на ветку»), «Москалів — на ножі» («Москалей на ножи»), «Хто не скаче — той москаль» («Кто не скачет — тот москаль»).

Принятый в 2019 и вступивший в действие в 2021 году Закон Украины «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного» поставил русский язык вне закона во всех сферах деятельности, кроме частной.

Священников и прихожан Украинской Православной Церкви обвиняют в ведении антигосударственной и антиукраинской деятельности и подвергают преследованиям.

Несколько дней назад мэр Ивано-Франковска Руслан Марцинкив призвал продавцов не обслуживать русскоязычных в магазинах города.

И таких примеров не счесть. Не забывайте ещё, что получить образование, услуги в государственных органах или посмотреть фильм в кинотеатре на русском языке давно уже невозможно, хотя для миллионов граждан Украины русский язык был и остаётся родным.

А теперь можно «отхватить» от представителей территориальной обороны, в том числе и пулю, не только за русский язык, но и за акцент. Например, если вы не сможете правильно произнести слово «паляныця» (вид хлеба).

Ужас ситуации состоит не в самом факте русофобии, а в том, что нередко её распространителями являются сами этнические русские и русскоязычные, которые считают, эта русофобия относится не к ним, а к каким-то другим русским.

ФАН: Что вы думаете о культе личности Зеленского, который очень активно продвигают на Западе?

Маргарита Водецкая: По поводу Зеленского я могу сказать только одно: то же, что говорила в период выборов в 2019 году. Выбираете клоуна - готовьтесь к цирку. Впрочем, голосовать тогда всё равно было не за кого. Сейчас целью создания культа «лидера нации» является добавление Зеленскому недостающего политического веса на мировом политическом Олимпе.

Надо помнить о том, что Зеленский — прекрасный актер, который умеет работать на публику. Сейчас он играет любимую на Западе и воспетую Голливудом роль вождя племени, который борется с «силами зла» за свободу, демократию и «МакДональдс».

ФАН: Эффективна ли российская подача информации?

Маргарита Водецкая: Официальная российская подача информации традиционно рассчитана на людей, имеющих некий образовательный базис. То есть, у них подразумеваются определённые знания новейшей истории, географии и тому подобного, — плюс наличие навыков сопоставления и анализа. Но именно поэтому она совершенно неэффективна, так как современный потребитель информации, с одной стороны, часто не обладает необходимыми знаниями, а с другой стороны, отдаёт предпочтение ярким, эмоционально окрашенным, настойчиво повторяемым информационным материалам.

Кроме того, в российских официальных СМИ слишком мало усилий уделяется принципам привлекательной подачи информации, которыми в совершенстве владеют СМИ западные. Сюда относится использование звучных запоминающихся определений (вспомните о словах «колорад» или «ватник», используемых для обозначения противников действующей украинской власти) и слоганов («Русский корабль, иди на ...»), принципы контраста, сравнения и противопоставления, занижения или завышения значимости фактов, и многое другое, привычное и понятное массовому зрителю и читателю.

Но какая бы пропаганда ни шла со стороны России в данный момент, она не сможет переубедить людей, которые с детства воспитаны другой, прямо противоположной, пропагандой… В школе они усвоили, что «нацистские преступники — герои-освободители», «мова у людей, язык у скота». Люди, убитые в Доме Профсоюзов в Одессе в 2014 году для них «жаренные колорады». Им нравятся мемы вроде «личинку колорада намотало на гусеницу», «сами себя обстреляли», «взорвался кондиционер» (о бомбардировке центра Луганска). Всё это щедро «лайкается» и «репостится» в Facebook (запрещена в РФ). А люди живут в своём мире переписанной истории и придуманных новостей.

ФАН: Ваша книга о «стране 404» будет принимать участие на ярмарке NonFiction, куда обычно отбираются «произведения года»… то есть, своего читателя вы нашли задолго до нынешних событий на Украине. Изменилась ли читательская панорама ввиду последних событий? Изменилась ли обратная связь с читателем? Есть ли у вас хейтеры? Что пишут поклонники вашего творчества?

Маргарита Водецкая: Обычно я общаюсь с читателями через свою личную страницу на Facebook или порталах ridero.ru и litres.ru, где моя книга была опубликована. Кроме того, у меня есть канал в Telegram, который в последние дни становится всё популярнее. Те, кто прочёл мою книгу, отзываются о ней весьма положительно. Я рассчитывала, что основными читателями станут те, кому за сорок, поскольку сюжет и судьбы героев более близки и узнаваемы для поколения, выросшего в годы развала Союза, и живущего теперь на осколках некогда единой территории. Но, как оказалось, книга нашла свою аудиторию и среди молодёжи.

Хейтинга, впрочем, тоже достаточно. В основном, им занимаются те, кто книгу не читал и читать не будет, но счёл обложку слишком провокационной. Кто-то ограничивается банальными оскорблениями и обесцениванием, а кто-то угрожает насилием или юридическим преследованием. Чтобы снять наперёд подобные необоснованные претензии, считаю необходимым упомянуть, что во время работы над книгой я консультировалась с юристами, в том числе и российскими. Кроме того, книга проверялась на соблюдение требований законодательства специалистами издательства.

Что интересно, ни в самой книге, ни в её описании не упоминается ни название страны, ни название какого-либо географического объекта, но все догадываются, о какой стране идёт речь. Значит, обложка была выбрана правильно.

ФАН: После завершения демилитаризации и денацификации Украины планируете ли вы вернуться в родную страну?

Маргарита Водецкая: Так сложилось, что на сегодняшний день мой дом, семья, работа и сфера интересов находятся в Канаде. Мои друзья и родственники тоже в основном живут за пределами Украины. Нам всем слишком часто заявляли «чемодан — вокзал — место назначения (Россия, Израиль, Канада - нужное подчеркнуть)». На сегодняшний день у меня нет объективных причин для возвращения, и я не вижу себя постоянным жителем Украины (какая бы она ни была и если она вообще будет существовать).

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх