Посол Украины в Германии Андрей Мельник накануне дал интервью немецкой газете Frankfurter Allgemeine Zeitung, в котором признался, что «не разделяет русских на плохих и хороших и считает всех врагами». В тот же день в другом немецком издании Süddeutsche Zeitung вышла статья, в которой анализировались прочие высказывания дипломата, свидетельствующие о его симпатиях к националистам и неонацистам. Поводом к публикации послужил отказ Мельника присутствовать на концерте, организованном федеральным президентом Франком Штайнмайером из-за того, что в нем участвовали русские музыканты.
Напомним, программа концерта включала музыкальные произведения русских, украинских и польских композиторов. Исполнял их Берлинский филармонический оркестр, в состав которого входят артисты из разных стран мира. Возмущение украинского дипломата вызвало участие в нем пианиста Евгения Кисина и баритона Родиона Погосова. Оба они являются лауреатами многочисленных международных конкурсов и премий и, кстати, уже давно имеют не только российское гражданство.
С одной стороны – момент, конечно, далеко не самый принципиальный – если кто-то приходит слушать музыку, а не вести политические дебаты, ему должно быть безразлично, гражданин какой именно страны ее исполняет, если он делает это хорошо. С другой стороны – если Международный Олимпийский комитет дисквалифицирует российских спортсменов по этому принципу – то распространение дискриминации на артистов – логичное продолжение этого.
Но в данном случае речь о другом. Отказываясь от присутствия на концерте (организованном, напомним, президентом страны, в которой он является представителем интересов своего государства) из-за участия в нем русских, он действовал в «лучших» традициях расовой политики нацистской Германии и ее так называемых «Нюрнбергских законов» («Закон о гражданине Рейха», «Закон об охране германской крови и германской чести», 1935 год). Они, напомним, внедрялись постепенно и преподносились обществу как «оздоравливающе систему государственного управления». Евреев под этим предлогом стали увольнять с государственных должностей, затем работы постепенно лишались юристы, артисты, журналисты, врачи. Позже евреям закрыли доступ к получению высшего образования, обязали носить на одежде специальные нашивки в виде шестиконечных звезд...дальше были газовые камеры и печи Освенцима. Различий между «плохими» и «хорошими» евреями тогда тоже не было.
Казалось бы, после разгрома СССР нацистской Германии мир усвоил уроки Второй мировой войны. Однако риторика украинского дипломата свидетельствует об обратном. Когда в таком ключе высказываются отдельные радикально настроенные полумаргинальные личности – это одно. Но когда об этом говорит официальный представитель страны – это серьезно. И, как бы ни пыталось руководство нынешней Украины доказать, что в стране нет ни нацизма, ни национализма – слова Мельника свидетельствуют как раз об обратном.