На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Berg PRESS

562 подписчика

Европеист Ланко допустил, что Швеция не погонится за Финляндией в НАТО

Премьер Швеции Магдалена Андерссон и глава МИД страны Анн Линде не поддержали предложение провести референдум о вступлении в НАТО. Почему Стокгольм не хочет спрашивать мнение общества и пойдет ли вообще на отказ от нейтрального статуса, оценил политолог-европеист Дмитрий Ланко.

С инициативой о проведении референдума по вопросу о вступлении в Североатлантический альянс выступила глава Левой партии Швеции Нуши Дадгостар, заметив, что «из-за НАТО на поле боя могут оказаться не только сыновья и дочери политиков», но и весь народ.

 Власти страны в проведении референдума отказали. Большинство стран Альянса обходились без этого, заявила министр иностранных дел страны Анн Линде.

«Референдум всегда разобщает и травмирует население», — сказала она, добавив, что пока решение о вступлении в НАТО обсуждается в парламенте.

Процесс присоединения к блоку будет отличается от финского, подчеркнула Линде.

Сохранявшие внеблоковый статус Швеция и Финляндия заговорили о планах вступить в Альянс после начала российской военной операции на Украине. Рассмотреть вопрос о присоединении этих стран могут уже в июне, заявил в среду замминистра обороны США Майкл Маккорд. Пентагон будет активно поддерживать это решение, подчеркнул он.  

Какова вероятность того, что блок НАТО расширится за счет скандинавских стран, в интервью «ПолитЭксперту» рассказал доцент кафедры европейских исследований факультета международных отношений СПбГУ Дмитрий Ланко.

ПЭ: Как считаете, почему власти Швеции не хотят проводить референдум? Есть опасения?

На самом деле, для Швеции вообще не свойственно проводить референдумы. Много ли их она за свою историю проводила?

В каждой стране свои традиции. В Швейцарии, например, референдумы проводят по любому поводу. В соседней со Швецией Финляндии их за всю историю было всего два: про сухой закон в 1930 году и по вступлению в Евросоюз в 1994-м. И сейчас, когда речь идет о вступлении в НАТО, речь о референдуме там не стоит.

В Швеции референдумов было больше: по поводу введения евро, кстати, решение было отрицательным; по поводу реформы пенсионной системы и по поводу ядерной энергетики, где людям предлагалось выбрать один из трех вариантов. Вопроса о референдуме по вступлению в НАТО на повестке дня пока нет.

Проблема еще и в том, что на сентябрь запланированы выборы в риксдаг, шведский парламент. И, честно говоря, принимать решение по столь сложному вопросу накануне выборов не хочется никому. Хочется сначала провести выборы и уже потом думать о НАТО.

К тому же вопрос непростой. Нужно принять во внимание целую кучу вещей. Это, например, бюджетный процесс: членство в НАТО стоит денег, надо понимать, во сколько это обойдется и из каких источников эти средства возьмут.

Это и потенциальная реакция России. Представитель МИД Мария Захарова уже сказала, что реакция будет молниеносной, ассиметричной и жесткой. Что подразумевается под этими словами, никто не знает, в том числе премьер Швеции. Все это надо обдумать в тишине и спокойствии.

ПЭ: Какие настроения преобладают в Швеции? Много ли тех, кто против отказа от нейтралитета?

В Швеции есть разные мнения. Некоторые считают, что НАТО — это здорово и круто. Некоторые — наоборот, потому что нейтралитет — это тоже круто. Если послушаем одних, они скажут, что вступление в Альянс — уже решенный вопрос, а другие, что все это ерунда.

Опросы можно посмотреть, но они меняются день ото дня. Полгода назад 60% населения Финляндии были против вступления в НАТО, а сейчас 60% за. То же самое в Швеции. Общественное мнение меняется очень быстро. Так что? Каждый раз, основываясь на результатах опросов, вступать в НАТО и выходить?

Решение требует реальной подготовки, а шведское правительство сейчас к этому не готово. Есть предположение, что сначала шведы проведут выборы в риксдаг, потом сформируют правительство — причем по прошлому опыту у них на это может уйти целый год, потому что политическая обстановка очень сложная. Потом новому правительству предстоит подготовить доклад об основных вызовах безопасности и возможных ответах на эти вызовы. Потом этот доклад надо обсудить в парламенте, потом в комитетах и комиссиях, а затем уже вынести на голосование — путем референдума или большинством парламента.

Почему нет? Отличный план.

ПЭ: Почему тогда об этом активно заговорили сейчас?

Потому что Финляндия об этом задумалась. Финляндия и Швеция имеют военный союз, и много лет назад, когда они его создавали, они пообещали друг другу, что все вопросы, касающиеся безопасности, будут решать сообща. Но по весне этого года, неизвестно почему, ситуация поменялась.

Правительство Финляндии совместно с президентом подготовили доклад про основные вызовы безопасности, потому что вызовы новые появились. Этот доклад обсудили в парламенте, в мае он будет обсуждаться в комитетах и комиссиях и до конца месяца они должны все решить. Причем все это они делают без координации со Швецией. По сути, финны ставят шведов перед выбором: либо вы идете с нами, либо мы идем без вас. Поэтому Стокгольм тоже вынужден обсуждать этот вопрос.

ПЭ: Какие у вас прогнозы? Рискнут они пойти на такой шаг?

Большого риска тут нет, скорее, расходы неприятные. И у того, и у другого решения есть свои плюсы и минусы. Нейтралитет — это здорово. Не у всех, кто присоединился к НАТО, сейчас все хорошо.

Если брать ближайшие полгода, то Швеция, скорее всего, не вступит в НАТО, а Финляндия может. А если смотреть далеко вперед, кто его знает, что будет уже через год?

Читайте также:

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх