Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Евросоюз обеспокоен собственной энергетической безопасностью и активно ищет способы избавиться от зависимости от российского газа и нефти, пишет "Хуаньцю шибао".
Автор статьи объясняет, почему Европа не сможет сделать это так быстро, как ей бы хотелось.
После начала российско-украинского конфликта страны Запада одна за другой вводят в отношении России пакеты экономических санкций. Не так давно Соединенные Штаты объявили о запрете на импорт российских нефти и газа, официально расширив рамки вводимых санкций до энергетической отрасли. Тем не менее Европейский Союз не последовал их примеру в этом вопросе и пока не ввел подобных санкций. 24 марта президент США Джо Байден провел переговоры с лидерами стран Евросоюза в Брюсселе, вызвав внимание рынка и предположения о том, что Америке удалось уговорить ЕС совместно бойкотировать российские нефть и газ.
Европейский Союз крайне зависим от России в плане поставок нефти и газа. В 2021 году 45% от общего европейского импорта природного газа поступало из нее, 27% импорта нефти также приходится на российские поставки. В настоящее время конфликт между Россией и Украиной продолжается, и риски, связанные с импортом энергоносителей, постепенно растут. Поскольку Украина является важным узлом транспортировки российского газа в Европу, ее конфликт с Россией, очевидно, представляет серьезную угрозу для стабильных поставок природного газа в европейские страны.
Дефицит природного газа вызвал быстрый рост цен на него в Европе. К тому же цены на электроэнергию в важнейших экономиках ЕС, таких как Испания и Германия, тоже выросли, побив все исторические рекорды. Необоснованный рост цен на газ и электроэнергию привел к существенному увеличению себестоимости производства предприятий и стоимости жизни населения. Инфляция в еврозоне в феврале выросла до 5,9%, что вызвало всеобщее беспокойство по поводу энергетической безопасности Европы.
Council On Foreign Relations (США): Россия опять использует энергетику в качестве оружия?Новый газовый кризис в Европе возник не по вине Путина или «Газпрома», заявляет бывший советник Мадлен Олбрайт Стивен Сестанович. Однако Россия с удовольствием использует его в своих интересах. Как реагировать на дефицит топлива и выросшие цены, правительства европейских стран еще не решили. Пока что они заново открывают для себя риски.
31.10.202100
Страдая от проблем, связанных с кризисом поставок энергоносителей и бешеным ростом цен, ЕС тоже старается найти пути решения. 8 марта Еврокомиссия обнародовала план RePower EU, целью которого является сокращение импорта природного газа в 2022 году на две трети, или 102 млрд кубометров. Образовавшийся дефицит газа в основном будет покрываться за счет импорта из других стран, а также будут приняты конкретные меры, такие как переход к политике энергосбережения и более широкое использование возобновляемых источников энергии. Далее в плане предлагается, чтобы к 2027 году ЕС полностью избавился от зависимости от российского импорта нефти и газа.
Однако, завтрашней водой не утолишь жажды сегодня (Обр. помощь далека, а беда близко. – Прим. ИноСМИ.). Хотя ЕС активно рисует перспективы собственной энергетической независимости, в краткосрочной перспективе ему трудно будет избежать реальных рисков, вызванных чрезмерной зависимостью от российской нефти и газа. С точки зрения нефтяной сферы, на фоне прошедшего низкоуглеродного перехода инвестиции в нефтяную отрасль сильно сократились, а строительство базовой инфраструктуры происходит не так активно, поэтому производственная мощность ЕС не сможет в короткий срок набрать былые обороты. Однако страны-экспортеры нефти ОПЕК+, исходя из собственных интересов, похоже, пока не хотят быстро и существенно увеличивать добычу нефти. Другим соседним странам также сложно компенсировать дефицит предложения нефти в краткосрочной перспективе. Характеристики регионального рынка предполагают, что большая часть природного газа может транспортироваться только по трубопроводам. Хотя США намерены воспользоваться этой возможностью для продвижения собственных сланцевых нефти и газа, однако эти углеводороды не будут восприняты в странах ЕС. С одной стороны, ограниченное количество судов для перевозки СПГ и приемных терминалов в Европейском Союзе не позволит увеличить масштаб транспортировки СПГ. С другой стороны, энергозатратность импорта сланцевых углеводородов из США в ЕС все равно остается очень высокой. Поэтому крайне сложно чем-либо заменить российский газопровод в краткосрочной перспективе.
Загадка о рублях за российский газ: поддержит ли Европа ва-банк Путина? (Sözcü, Турция)Решение президента России продавать природный газ за рубли потрясло Европу. Официальные лица ЕС активно выражают свое недовольство и отказываются осуществлять платежи в российской валюте. Эксперты же говорят, что такое решение Москвы может ускорить отказ от российского газа.
27.03.202200
Российско-украинский конфликт может ускорить появление на рынке иранской нефти. Иранская сторона заявила, что ее национальная нефтяная компания готовится перезапустить нефтяные месторождения и связи с клиентами, и что всего за три месяца добыча нефти может вернуться к досанкционному уровню почти в 4 миллиона баррелей в день. Европейский спрос на импорт российской нефти в 2021 году оценивается примерно в 2,42 миллиона баррелей в сутки. Из этих расчетов возвращение иранской нефти на рынок будет более позитивным планом поставок для ЕС.
Конечно же, в среднесрочной и долгосрочной перспективе у ЕС, очевидно, есть больше путей и способов для того, чтобы избавиться от зависимости от России и сделать диверсификацию поставок более работоспособной. По оценкам Европы, она ежегодно может увеличивать поставки собственных СПГ и трубопроводного газа на 50 миллиардов кубометров и десять миллиардов кубометров соответственно. В том числе основными странами-источниками СПГ являются такие страны, как Катар и США, а странами-источниками трубопроводного газа – такие как Азербайджан и Алжир. Кроме того, Европейский Союз также планирует работать над увеличением возобновляемых источников газа. Предполагается, что к 2030 году биомасса и водородная энергия смогут обеспечить 35 миллиардов кубометров и 50 миллиардов кубометров природного газа соответственно.
Нестабильность ситуации часто открывает возможности для модернизации развивающихся отраслей. На этот раз российско-украинский конфликт подтолкнул ЕС быть более решительным в вопросе развития возобновляемых источников энергии. Как заявила председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, "чем раньше ЕС переключится на возобновляемые источники энергии, гидроэнергетику и повысит энергоэффективность, тем раньше он сможет по-настоящему самостоятельно взять под контроль энергетическую систему Европы". Доля возобновляемых источников энергии в ЕС вырастет примерно с 22% на сегодняшний день до 45% в 2030 году. К 2030 году энергия ветра и солнца заменят 170 миллиардов кубометров природного газа, а ЕС расширит применение водородной энергии в промышленном производстве. В таком контексте государства-члены ЕС, несомненно, ускорят темпы развития новых энергетических отраслей.
Линь Боцян – декан Китайского научно-исследовательского института энергетической политики Сямэньского университета, научный сотрудник инновационной лаборатории Ках Ки.