На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Berg PRESS

566 подписчиков

Древняя Русь. Новый путь


В. М. Васнецов «Витязь на распутье». ГРМ. Санкт-Петербург


Говоря о крушении родового строя и о формировании общинно-территориального устройства Древней Руси, нужно понимать, что этот процесс не был одномоментным. Он занял довольно длительный период с конца Х – по конец ХI века, а возможно, и по начало XII века.

Именно община была важнейшим фактором, как в истории Руси-России, так и в других европейских странах, и даже в США, оставаясь таковой и сегодня. Но община проделала огромную эволюцию, претерпевая в разных исторических условиях серьезные изменения. Между общиной Х и ХХ веков равенство только в названии, так как в основе первой лежит кровнородственный принцип, а в основе второй – экономический. А в рассматриваемый нами период именно генезис общины определял изменения от предгосударственного устройства к государству. Но обо всем по порядку.

Община Древней Руси, родовая и соседская, от VIII до XIV веков строилась не на земледельческой и хозяйственной, а на родственной основе.

Так обстояло дело и у германцев до всемирного переселения народов, и в ранней истории Древнего Рима, и т.д.

С середины – конца XIV века, с формированием нового периода в развитии Руси и с появлением крестьянина, как сельскохозяйственного производителя, общины начинают регулировать, прежде всего, аграрные взаимоотношения, что и нашло отражение в документах (челобитных) этого периода.

И они были сродни германской общине-марке западноевропейского Средневековья.
Аналогичный период у германских народов, захвативших земли Западной Римской империи, начался в VII–VIII веках, в зависимости от региона.



Богоматерь Оранта. XI в. Святая София. Киев.

Город-государство


Новая политическая система, ставшая повсеместной на Руси, известна для большинства читателей как «республиканский» строй Новгорода. Без её оформления исторический прогресс, о котором мы знаем по дошедшим до нас памятникам архитектуры и литературы той поры, был бы невозможен.

Везде на Руси постепенно город с волостью становился (вместо племени или племенного княжества) новой территориальной политической единицей, которую по аналогии с греческими полисами исследователи назвали городом-государством (И. Я. Фроянов и историки его школы).

Любой русский город, независимо от способа формирования, приобретал или имел такую структуру. Потомков Рюриковичей было много, и все они находили себе города. Можно посмотреть, как некоторые князья перемещались по всей Руси: от Новгорода до Тмутаракани. Повторимся, структура, которую мы традиционно знаем по Новгороду, присутствовала во всех городах Руси с XII века.

Аналогию здесь можно провести с формированием городов-государств индоевропейских народов, прежде всего, в древней Италии и Греции. Город-государство Древней Греции формировался у греческих племен-завоевателей в период захвата земель и колонизации.
В отличие от германцев периода соседской общины VI–VIII вв., у которых формирование предгосударственных институтов шло на землях, принадлежавших Римской цивилизации (синтетическая теория), серьёзно окультивированных, имеющих систему городов, крепостей и дорог, научных знаний и римского права!


Города-государства восточных славян, как политические структуры общинно-территориального строя, образовывались на путях колонизации, в «пустынях» – лесах, где всё происходило с нуля. И это важно помнить.

Меря и славянская колонизация


На примере финно-угорского племени меря рассмотрим процесс колонизации и ассимиляции на северо-востоке Восточной Европы. Меря была одним из участников «призвания варягов», это племя участвовало в походе Олега на юг, Смоленск и Киев. Этот племенной союз занимал территорию Волго-Клязьменского междуречья, современные районы Ярославля, Суздаля, Ростова. А племенной центр, Сарское городище, находился на о. Неро.


Лапы бобра. Предметы языческого культа. IX–XI вв. Исторический музей Спасо-Преображенского монастыря. Ярославль. Фото автора.

У славян в этих землях достаточно быстро возникли укрепленные городища, колонизация идет славянскими родами, в основном с северо-запада. Но и из земли кривичей, и с юга происходит консолидация пришельцев. Все славянские «грады» размещаются на территории, плотно заселенной мерей. Как показывают археологические данные, славяне изначально не смешивались с мерей, а селились отдельными поселками. В конце Х – начале ХI века по мере увеличения славянского Ростова (16 га площади) Сарское городище приходило в упадок.

А с началом ХI века исчезают укрепленные мерянские поселения (Сарское, Мало-Давыдовское, возможно, Теньковское и Якиманское городища), происходит разрушение племенной структуры, меря становятся данниками или смердами, рабами-фиска Суздаля (волнение смердов из чуди в 1071 году в Суздальской земле), что и ведет к её исчезновению или растворению в славянской среде.


Как формировалась община?


Итак, с падением родового строя начинает формироваться соседская община. Как она формируется, можно видеть на примере Новгорода.

Изначально население в Новгороде делилось на городские стороны. Археологические данные показывают, что боярские землевладения или владения первых родов имели клановый, родовой характер.
В период с Х по XIV вв. они занимали одни и те же участки, а территории между ними стали застраиваться с XI–XII вв.

С 80-х годов ХII века формируются городские концы.

Рядом с концами существует «сотенная» система. Сотенная система – четкий признак не родовой, а территориально-общинной войсковой организации. Сотенная и кончанская системы образуют в городе чересполосицу.

Таким образом, в XI–XII вв. происходит формирование территориальной общины, где рядом с родовыми кланами возникает соседская община.

Аналогичная структура формировалась и в Древнем Риме этого же периода, когда рядом с родовой общиной во главе с главами родов, патрициями, формируется соседская община плебеев.

В ходе распада родовых отношений где-то погибла под ударами Руси, а где-то модифицировалась старая знать. Большие семьи объединялись в общину (вервь) вне города, а в городах в улицы и концы. Город и сельская округа были единым и не разделимым целым: не существовало разделения на «крестьян» и «горожан».
Киев в начале XI века стал «огромным и богатым» средневековым городом, в котором было 400 церквей, 8 ярмарок, «а людей – неведомое количество». В городе проживали не только славяне, были здесь варяги из всей Скандинавии, купцы из разных стран. Но даже такой очень большой город, как Киев, был «большой деревней». Аграрная примитивная экономика была абсолютной в этом обществе.

Так, на смену родовым отношениям приходят новые порядки. А на смену племени приходит волость, княжество или город-государство, если использовать современный термин. Этот процесс идет достаточно долго.


В. М. Васнецов «Богатырский скок». ГТГ. Москва

Вече


Земля была собственностью всей волости, как в Древнем Риме. Князья и дружина, как экстерриториальные структуры, не имели земельной собственности, а жили за счёт военной добычи и доходов с даней. Земельная собственность появляется у князей только с середины XIII века. Те немногие сделки о покупке земли, о которых мы знаем достоверно, свидетельствуют исключительно о землях, приобретаемых для монастырей и церквей.

Народное собрание всех свободных вооружённых мужчин или вече было формой управления всей волости или земли, города-государства или общины, говоря современным научным языком, как ранее всего племени.

Этот период можно обозначить как время народоправия или вечевой и прямой демократии. Постепенно, именно с ростом значения и силы вооруженного ополчения, воев, усиливался и формировался город-государство как политически независимая структура.

Лишь в таких условиях могла возникнуть массовая грамотность населения, о чём мы знаем из новгородских берестяных грамот, свидетельствующих о деловой, хозяйственной, житейской и даже любовной переписке горожан. Это явление было не только в Новгороде, а повсеместно и во всех землях Руси.

Вече, как «высшая форма управления» города, не имело постоянной установившейся формы. Жизнь не требовала таких действий. Да и не было потребности без остановки «штамповать законы», как в наши дни. Вече или собрание всех свободных чаще всего собиралось по наиважнейшим проблемам, в кризисные периоды, вызванные внешней угрозой или внутренними злоупотреблениями, что и находит отражение в летописях, когда «исполнительная власть» терялась, заводила управление в тупик.

Князь


Менялось и значение князя, который из представителя русской земли, её наместника, превращался в исполнительную власть, не обладавшую верховным правом.

В повседневной жизни управление осуществлялось городскими избранными лицами. Князь был главой войска, защитником волости посредством своей дружины и «тысячи» – городского ополчения, лично возглавлял суды.

В условиях продолжившейся колонизации и борьбы за дани между княжествами, наличие публичной власти с князем во главе обеспечивало успех в борьбе.


Н. Рерих «Княжья охота». Воронежский областной художественный музей им. Н. Н. Крамского.

Закладываются новые русские форпосты колонизации и обороны от внешних угроз. При князе Ярославе (Юрии) Мудром в XI веке были основаны г. Ярославль на Волыни, Юрьев в Эстонии (современный город Тарту), Юрьев на степной границе, Ярославль на Волге, на территории пограничной с финно-уграми.
Когда Псков попал в подчинение Новгорода, то у новгородцев появилась возможность собирать дани с эстонской чуди и латгалов (Латвия). К ним перешла дань, которая ранее шла на Русь, в Киев. В то же время Новгород, Полоцк, Смоленск ведут борьбу за дани с пограничных балтских и финских племен. А Новгород и Суздаль за дань с финно-угорских племен. Многие из этих даней раньше шли к Руси в Киев.


Князь обеспечивался «жалованием» за счет вир и продаж (штрафов и сборов), а также даней с иногородних земель. Не обходилось и без злоупотреблений со стороны «примитивной» исполнительной власти.

С развитием волости возрастала значимость городского ополчения, как боевой единицы. И это вынуждало князей всё больше считаться с решениями горожан.

В 1015 году Ярослав, чтобы отомстить новгородцам, избившим наёмников-варягов, перебил новгородских «нарочитых мужей», как сообщает Лаврентьевская летопись, или «воев лучших тысячу», как конкретизирует Новгородская 1-я летопись. Но, узнав об угрозе со стороны Киева, вынужден был обратиться за военной помощью к вече.
Мстислав Владимирович в 1021 году разбил с помощью племенного ополчения северян своего брата Ярослава Мудрого, взять Киев не смог, потому что киевская община его не приняла, а сил совладать с ней у него не было.


Древняя Русь. Новый путь
Борис и Глеб. Первые русские Святые. Икона. XIII в. Киевский музей Русского искусства. Киев.

Задачей общины было иметь свою военную и «исполнительную власть», привязать князя к волости. Она часто не совпадала со взглядами князя, который стремился найти себе «стол» получше, проявить удаль на войне. Войне, которая могла и противоречить интересам города.

Так случилось с ситуацией вокруг дани с ливов, предков современных латышей, во время основания немцами своего форпоста в этой земле – Риги. Дань с ливов шла полоцкому князю Владимиру (ум. 1216 г.), а не общине Полоцка, и была платой за исполнение его обязанностей. В критический момент немецкой экспансии он не был поддержан горожанами, не видевшими своей выгоды в борьбе за дань с ливов, а силами одной княжеской дружины противостоять ливам и военной организации крестоносцев он не смог. Что и повлекло потерю русскими Ливонии в 1206 году.

Складывалась ситуация, когда князь мог вести боевые действия только при поддержке ополчения, без его участия чувствительных успехов добиться было нельзя. Князь, иногда вопреки «ряда», увиливал от исполнения своих обязанностей судьи, передавая эту функцию тиунам, зачастую серьёзно злоупотреблял властью. Постепенно в ходе борьбы выстраивается механизм, когда городская община изгоняет князей, или, говоря современным языком, отказывается от их услуг. Он определялся выражением «путь чист».

Экономические и социальные сдвиги


С распадом рода, с возникновением соседской общины идет и процесс выделения ремесла, началось разделение труда, но все эти процессы лишь зарождались. Создается письменное законодательство, это была запись обычного права и учет изменений, происходящих на Руси.

Формируется денежная система Руси, система мер и весов, носящая региональный отпечаток. Возникает кредит и ростовщичество, процентные ставки, развивается как торговля, так и гостьба (дальняя торговля), русские фактории появляются в Константинополе, Крыму, добираются гости и до Ближнего Востока.

В этот переходный период, с одной стороны, важную роль продолжают играть многие доклассовые порядки, пришедшие из родоплеменного периода. Одновременно набирают силу моменты, связанные с имущественным расслоением.

Так, для похода Ярослава против Святополка и Болеслава в 1025 году новгородцы «стали собирать деньги от мужа по 4 куны, а от старост по 10 гривен, а от бояр по 18 гривен», а при разделе дани с захваченного Киева все получают поровну. Продолжает работать принцип, когда мощь бо́льших мужей определяется тем, какое количество богатств они раздают: чем больше, тем могущественнее дарующий.
С другой стороны, князь Святослав Ярославович в 1075 году, который в отличие от своего предка Святослава Игоревича, восхищавшегося оружием и презиравшим золото, хвастался перед немецкими послами богатствами, и получил от них ответ:


«Это ничего не стоит, ведь это лежит мертво. Лучше этого воины. Ведь мужи добудут и больше того».

Кроме свободных и несвободных (рабов из иноплеменников), появился ряд полусвободных категорий. Например, появляются изгои (люди, потерявшие связь с общиной), в том числе и среди князей.

С исчезновением защиты, которую обеспечивал род, появляется категория рабов из соплеменников – холопов. До этого на Руси такого явления, как холопство, не было. Князь Владимир Мономах (ум. 1125 году) провел реформу для ограничения процента и упорядочения процесса перехода свободного в рабство, холопство, из-за долгов.

Территориальная раздробленность


Последствием возникновения соседской общины стало формирование и постоянное образование новых волостей и городов-государств, борющихся за свою независимость от русской земли во главе с Киевом, со старшими городами волости и между собой. Это был бесконечный «парад суверенитетов», а разрастание княжеского рода способствовало этому.


Н. Рерих «Бой». ГТГ. г. Москва

Наличие большого количества военных предводителей было важнейшим условием возникновения раннегосударственных или догосударственных институтов, что и наблюдается в этот период.

Стремление городов-государств отделяться и выходить как из-под власти Киева, так и из-под своих старших городов, подкреплялось наличием князей с дружинами, готовыми возглавлять исполнительную и судебную власть в городах.

Продолжается христианизация земель, а рост церковного строительства вызван желанием городов-государств иметь свои сакральные центры. С этим движением связана и попытка получить своих митрополитов. Так, если Русь смогла добиться русского, а не греческого митрополита от Константинополя, то и другие города пытаются отстроиться от духовной гегемонии Киева.

И тому свидетельство разгрома ополчением северных городов самой Святой Софии в Киеве. Это был не акт богохульства или простая ярость воев, взявших вражеский город. Корни здесь намного глубже, в ментальности людей этого периода, когда на храмы враждебных городов смотрели, прежде всего, как на их духовные центры, разгром которых уничтожал сакральную защиту, лишал город божественного покровительства.


Святая София. Киев. Реконструкция.

Укрепление общиной идеологической самостоятельности мы наблюдаем и у других народов. Например, у итальянских городов-государств раннего Средневековья. Но она происходит в иных социальных рамках уже классового государства в Италии.

Всё это способствовало дроблению земель, естественно превращая Русь в конгломерат волостей, земель или городов-государств, вплоть до совершенно микроскопических.

Вывод


Подведем итог. Объединение восточных славян в суперсоюз под предводительством Руси привело к падению родового строя и переходу к соседской общине, политической формой которой стал город-государство.

Территориально-общинное устройство естественным путём вело к постоянному дроблению крупных политических структур.

Система прямой, примитивной демократии была возможна только в рамках ограниченного количества участвующих граждан-горожан.

Это был закономерный процесс суверенизации. А сетования летописцев о бывшем единстве Русской земли, только ввели в заблуждение множество исследователей, так как это единство было условное. И распалось тут же с падением племенной обособленности.

Потому, что в этот исторический период и на столь обширной, но скудной ресурсами территории не существовало никаких механизмов или систем управления, которые могли собрать воедино все русские княжества. Да и не могло быть такой цели: для чего это делать?

Каждая русская земля самостоятельно справлялась с внешним военным давлением, даже со степными набегами, абсолютно несравнимыми с угрозами, возникшими после татаро-монгольского вторжения.

Как происходил этот процесс на примере конкретных земель, мы рассмотрим в следующей статье.


Список исторических источников и литературы:

Лаврентьевская летопись. ПСРЛ. Т. I. М., 1997.
Новгородская Первая Летопись. ПСРЛ. Т. III. М., 2000.
Хроника Галла Анонима// Щавелева Н. И. Польские латиноязычные средневековые источники. М., 1990.
Титмар Мерзебурский. Хроники. Перевод И. В. Дьяконов. М., 2005.
Гранберг Ю. Вече в древнерусских письменных источниках: функции и терминология. // Древнейшие государства Восточной Европы, 2004. М., 2006.
Котышев Д. М. О письменной традиции заключения поземельных сделок в Древней Руси: эпиграфический комментарий// Восточная Европа в древности и Средневековье. XXVIII. М., 2016.
Лаврентьевская летопись. ПСРЛ. Т. I. М., 1997. С. 140.; Новгородская Первая Летопись. ПСРЛ. Т. III. М., 2000.
Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории Древнерусского госудрства. М., 1951.
Неусыхин А. И. Возникновение зависимого крестьянства в Западной Европе в VI–VIII вв. М., 1956.
Рябинин Е. А. Финно-угорские племена в составе Древней Руси. Издательство Санкт-Петербургского университета. СПб., 1997.
Фроянов И. Я. Дворниченко А. Ю. Города-государства Древней Руси. Л., 1988.
Фроянов И. Я. Древняя Русь. Опыт исследования истории социальной и политической борьбы. М., СПб. 1995.
Хрусталёв Д. Г. Северные крестоносцы. Русь в борьбе за сферы влияния в Восточной Прибалтике XII–XIII вв. СПб., 2018.
Янин В. Л. Средневековый Новгород. М., 2004.


Продолжение следует…
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх