На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Berg PRESS

566 подписчиков

Танковый таран: оружие смелых

Какие ассоциации возникают у вас со словом «таран»? Столкновение в воздухе, Петр Нестеров, ночной бой Талалихина, пылающий самолет Гастелло – не так ли? Но таран – это метод ведения боя, который применялся не только в воздухе, но и на земле. В частности, танковый таран – это не из ряда вон выходящий случай, а широко распространенный и отработанный тактический прием.

Танковый таран: оружие смелых

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на то что бронированная техника широко использовалась уже в Первой мировой войне, официально зафиксированных случаев танкового тарана до 1936 года не было. Отчасти это объясняется низкими рабочими скоростями бронеавтомобилей и танков раннего периода: толковый таран на скорости 6−10 км/ч сделать невозможно.

Первым такую тактику применил 29 октября 1936 года командир танкового взвода испанской республиканской армии... Семен Кузьмич Осадчий. Да, как ни странно, международное участие в Гражданской войне в Испании было достаточно широким; СССР предоставил республиканской стороне значительное количество техники и оружия, плюс более 2000 советских солдат сражались в 1936—1939 годах под испанским небом. Лейтенант Осадчий, выпускник бронетанковой школы, принимал участие в одном из крупнейших танковых боев того времени, сражении при Сесенье, под командованием полковника Поля Армана (к слову, также советского офицера, чье французское имя объясняется тем, что в детстве он с семьей жил во Франции). Именно во время этого боя Осадчий нестандартным маневром направил свой Т-26 на танкетку Carro CV3/33 и опрокинул ее, столкнув в кювет. Это событие и стало первым зафиксированным историей танковым тараном.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Известный репортажный кадр из немецких хроник: 18 октября 1941 года советский танк Т-34 21-й танковой бригады таранил самоходную артиллерийскую установку StuG III 660-й батареи штурмовых орудий. На снимке немцы вскрывают советский танк, чтобы взять экипаж в плен.

Впрочем, Осадчий интуитивно последовал методике, впоследствии многократно проверенной на поле боя. В воздушном сражении на более легком и юрком самолете выгодно таранить машину менее поворотливую и тяжелую. В наземном же бою явное преимущество имеет тяжелая бронетехника, поэтому львиная доля танковых таранов была произведена на тяжелых танках против легких танкеток, орудий, стоящих на аэродроме самолетов и прочих объектов относительно малой массы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Аналогично применялись преднамеренные тараны против самолетов. Наиболее известным прецедентом был бой 24 декабря 1942 года близ станции Тацинская под Сталинградом. Машины 24-го танкового корпуса прорвались в расположение двух немецких аэродромов снабжения и методично, экономя боеприпасы, раздавили или просто повредили более 300 вражеских самолетов, предназначенных для тылового обеспечения 6-й армии Паулюса. Аналогичных случаев на протяжении войны было несколько, но обычно количество уничтожаемых самолетов не превышало 20−30 — по наличию их на аэродромах; бой же на Тацинской был уникален огромным количеством приведенной в негодность техники врага.

Немецкий зверь

Интересно, что в зарубежной практике танковые тараны применялись крайне редко; даже иностранные источники в 95% случаев приводят в качестве примеров именно советские тараны. Один «импортный» случай документально зафиксирован во время операции Гудвуд (18−20 июля 1944 года), еще несколько описаны устно, но не более того.

Тем не менее даже в этом методе борьбы, не присущем европейской тактике, проявился тевтонский сумрачный гений в лице знаменитого конструктора Фердинанда Порше. После многократного успешного применения советскими воинами танковых таранов при Сталинграде Гитлер отдал личный приказ в спешном порядке разработать танк, предназначенный сугубо для таранной атаки. К декабрю 1942 года разработка была закончена, а в январе 1943-го было выделено три шасси VK4501 (P) для установки на них таранных корпусов.

Вообще VK4501 (P) был совместным проектом Порше в рамках госзаказа на тяжелый танк, способный нести 88-мм орудие KwK L/56. Заказ получили две компании — Porsche и Henschel, проект подразумевал только разработку шасси, а башня предоставлялась стандартная, уже созданная компанией Krupp. В итоге тендер выиграл Henschel — результатом стал 54-тонный «Тигр», Panzerkampfwagen VI «Tiger I» Ausf E. А шасси Porsche, VK4501 (P) или Tiger (P), построенное всего в нескольких экземплярах, осталось не у дел.

Вот тут-то и сработал заказ на таранный танк. Шасси уже было готово, корпус создали буквально за несколько недель, и к августу 1943 года на свет должно было появиться сразу три страшных машины — R? umpanzer Tiger (P). Впрочем, скорее всего, реально до более или менее высокой стадии готовности был доведен только один танк (по крайней мере был изготовлен его корпус), а остальные два шасси так и остались невостребованными и позже использовались при разработке второй генерации танка Порше — VK4502 (P), не увидевшего свет даже в опытном экземпляре. До полевых испытаний R? umpanzer Tiger (P) дело не дошло. Доказано, что единственная фотография танкового тарана на фоне советских танков — по легенде он был захвачен в качестве трофея — является подделкой. R? umpanzer остался «жителем» испытательного цеха, а до наших дней дошли лишь чертежи странной машины.

Вся ее структура была рассчитана исключительно на одну задачу — таранить. Плавные, аэродинамические обводы корпуса способствовали увеличению скорости, а массивный заостренный нос, похожий на паровозный отвал, позволял поддевать танк соперника, опрокидывая его на бок. Впрочем, R? umpanzer предназначался для расчистки дороги от барьеров и баррикад, а также для пролома стен — в этом плане он значительно ближе к бульдозеру, чем к танку.

Русский метод

Достаточно широкое распространение танкового тарана в Красной армии и практически полное его отсутствие в армиях союзников объясняется целым рядом факторов. Во-первых, количеством: суммарно за период с 1941 по 1945 год в боях в Европе приняло участие больше советских танков, чем всех союзных, вместе взятых. Во-вторых, хорошими ходовыми качествами той же «тридцатьчетверки», наиболее распространенной в качестве таранного танка. И в-третьих, обучением: советских механиков-водителей целенаправленно инструктировали о методах ведения боя в отсутствие боеприпасов. Существовали методики удара под углом, а также подхода к противнику таким образом, чтобы он технически не мог повернуть башню и расстрелять «таранщика» в упор. Александр Фень, генерал-майор в отставке, вспоминал, что танкистов учили поддевать пушку соперника своей, поднимая вражеский танк на попа и вынуждая вражеский экипаж выбираться наружу — прямо под пулеметный огонь. Подобные прецеденты встречались не только в теории, но и в реальных боях.

В принципе, таран — и воздушный, и морской, и наземный — всегда был средством последней ступени, когда других вариантов уже не оставалось, когда противник был слишком близко, а боеприпасов не хватало. Но советские танкисты сумели превратить его в полноценный тактический прием, успешно применимый даже против колонн небронированной техники. А тот, кто подчиняет себе тактику, получает преимущество, не так ли?

Кстати, у нас есть канал в Telegram, где можно почитать о самых свежих и интересных новостях из мира науки и техники.

Подписаться

Тим Скоренко
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх