На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Berg PRESS

565 подписчиков

Винтокрылый вождь: как создавался самый массовый вертолет в мире

Более 60 лет тому назад американцы начали эксплуатировать самый массовый вертолет в мире — Bell UH-1 «Ирокез».

Винтокрылый вождь: как создавался самый массовый вертолет в мире

Основными особенностями конструкции всех вертолетов фирмы Bell являлось использование одновинтовой схемы с двухлопастным несущим и рулевым винтами. «Белл 204/205» и UH-1 не стали исключениями и также выпускались с двухлопастным несущим винтом на универсальном шарнире со стабилизирующим стержнем и двухлопастным рулевым винтом с общим горизонтальным шарниром.

На ряде последующих модификаций, таких как «Белл-412», применялся четырехлопастный главный винт. За все время производства на вертолетах UH-1 и Bell 204/205 использовалось шесть различных типов несущих винтов, с разными диаметрами и хордами лопастей. Точно так же шло и развитие рулевых винтов, которые постоянно совершенствовались.

На большую часть вертолетов устанавливались одновальные газотурбинные двигатели семейства Textron Lycoming T53 мощностью от 860 до 1400 л.с. По мере улучшения характеристик вертолета инженеры стали применять двухдвигательную силовую установку фирм Pratt&Whitney Canada и General Electric. Фюзеляж вертолета был выполнен цельнометаллическим, типа полумонокок, с обшивкой из стеклопластиковых панелей и сотовым заполнителем. На вертолетах UH-1 использовалось бронирование некоторых элементов конструкции и сидений экипажа. Кабину вертолета сделали двухместной, за ней разместили транспортный отсек размером 2,61х2,34х1,25 м, объемом 6,23 м2. Там, в полу, имеются узлы для крепления сидений, носилок и прочего дополнительного оборудования. Под фюзеляжем — крюк для перевозки грузов массой до 1400 кг.

Серийные UH-1 во многом превзошли изначальные требования военных: во время вьетнамской войны обычной практикой была перевозка пятнадцати солдат и грузов массой до полутора тонн. Конструкция UH-1 (Bell 204/205) оказалась исключительно удачной, а модернизационный потенциал этого вертолета не исчерпан и по сей день: характеристики этого семейства вертолетов и сейчас остаются на высоком уровне. Эта машина массово производилась по лицензии во многих странах: Италия, Япония, Германия, Индонезия, Тайвань и Канада. Bell 204/205 широко использовался не только в военных, но и в гражданских операциях.

Вертолет

Iroquois – самая первая, «базовая» версия вертолета выпускалась с 1958 года как в многоцелевом, так и в тренировочном вариантах. Она оснащалась двигателем Textron Lycoming T53-L-1 и несущим винтом диаметром 13,4 м. Масса вертолета составляла 2 950 кг. Всего было построено 173 вертолета.

UH-1D по прозвищу «Хьюи» (1963-1968 года) – первая серьезная модернизация UH-1А. Новый вертолет получил несущий винт диаметром 14,63 м, хордой лопастей 0,533 м и увеличенную кабину (2,59х2,39х1,47 м), в которой могли разместиться два пилота и двенадцать солдат. В США выпущено 2 578 машин, еще 458 произвела немецкая фирма Dornier.

Самая массовая модификация UH-1H (1967-1980 года) получила новый двигатель Textron Lycoming T53-L-13. Построено 5064 вертолета. Гражданская модификация – Bell 205 — собрана в количестве 358 штук в США, 520 штук в Италии и 135 штук в Японии. 

За все время производства было произведено более 16 тысяч Bell UH-1 различных модификаций, многие из которых эксплуатируются в более чем 130 странах и поныне. Во многих из них эти «вертушки» являются основой всего вертолетного парка. В США новейшая версия Bell UH-1Y стоит на вооружении Корпуса морской пехоты.

Александр Плеханов
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх