Япония и Великобритания помогут азиатским странам отказаться от российской нефти. Об этом сообщает агентство Bloomberg.
Издание сообщило, что Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон встретится со своим японским коллегой Фумио Кисидой в Лондоне, где, как ожидается, они обсудят план поддержки азиатских стран в отказе от российской нефти и газа.
Информация об этом появилась после того, как Евросоюз не смог согласовать решение о введении эмбарго на поставки российской нефти. В среду, 4 мая, переговоры об этом провели министры иностранных дел стран-членов ЕС. Согласованию решения о запрете поставок российской нефти помешали позиции Болгарии, Венгрии, Словакии и Чехии, представители которых заявили о негативных последствиях для их национальных экономик в случае резкого отказа от поставок нефти из России.
В то же время еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон считает, что запрет на поставки российской нефти в ЕС гораздо сильнее ударит по экономике России, чем по странам Европы.
«Наше предложение должно стать таким эмбарго, которое повлияет на Россию больше, чем на нашу собственную экономику. Мы будем делать это упорядоченно, чтобы у всех наших стран-членов была возможность найти альтернативных поставщиков», — заявила чиновница.
В итоге европейцы приняли решение о прекращении закупок российской нефти в течение следующих шести месяцев, а также о запрете на ввоз нефтепродуктов из России к концу года.
Перекройка рынков
Возможный запрет на поставки сырой нефти и нефтепродуктов из России на европейский рынок стал ответом на проведение Москвой спецоперации по демилитаризации и денацификации киевского режима. По мнению еврочиновников, отказ от российских энергоносителей должен привести к ослаблению российской экономики и помешать Москве в осуществлении финансирования спецоперации.
После того, как Европа фактически признала невозможность отказа от трубопроводного газа, основным поставщиком которого является «Газпром», европейцы решили сконцентрировать усилия на сокращении поставок нефти. Благо особенности мирового рынка нефти позволяют достаточно оперативно заменить поставщиков. Впрочем, этот же факт является одновременно и изъяном европейского плана по обескровливанию российской экономики: ведь если можно заменить поставщиков, то же самое можно сказать и о покупателях.
И если Европа стремится заместить российскую нефть, увеличив закупки у Ближневосточных монархий, то Россия естественным образом наращивает поставки на азиатские рынки, покрывая тот дефицит, который образуется здесь за счет ухода части арабской нефти в Европу. Происходит простой обмен рынками и перестройка логистики. В итоге все стороны остаются «при своих».
США против эмбарго
Никакое реальное нефтяное эмбарго против России в сложившихся условиях невозможно. Физически заместить те объемы нефти, которые РФ поставляет на мировой рынок, невозможно ни сейчас, ни в обозримой перспективе. Об этом прямо заявили в Организации стран-экспортёров нефти (ОПЕК). Россия занимает третье место в мире по объемам добычи нефти и первое — по объемам ее экспорта.
Тем более нелепо выглядят действия Европы по отказу от российских энергоносителей на фоне стремительного увеличения закупок российской нефти Соединенными Штатами. Таким образом администрация Байдена пытается восполнить стратегические запасы нефти, которые были выпущены на рынок в попытке сбить рост цен на топливо внутри страны.
Цены сбить не получилось, зато США лишились 180 миллионов баррелей нефти из стратегического резерва. Теперь же активность Штатов на поприще восполнения бездарно спущенных запасов толкает мировые цены на «черное золото вверх»: за последнюю неделю стоимость фьючерсов выросла примерно на 10%, достигнув значения 112 долларов за баррель.
Общая неопределенность на рынке, нежелание стран ОПЕК увеличивать объемы добычи, возросший спрос со стороны США и ситуация вокруг российской нефти приводит к тому, что стоимость нефти стремительно подбирается к исторически высоким значениям. В условиях роста инфляции и проблем в мировой торговле это негативным образом будет отражаться на экономиках многих стран, что в итоге ведет мир к сильнейшей рецессии.
В преддверии предстоящих выборов в Конгресс, которые состоятся в США уже в ноябре, американские законодатели представили законопроект NOPEC, который нацелен на противодействие мерам организации OPEC, направленным на регулирование нефтяного рынка. В случае принятия этого закона, Генпрокурор США сможет подавать иски в американские федеральные суды против нефтедобывающих компаний и государств, если их заподозрят в манипулировании ценами на сырье.
По мнению экспертов, принятие этого закона может иметь глобальные последствия не только для рынка нефти, но и для всего мира. Страны ОПЕК в ответ на действия Вашингтона могут пойти на ряд жестких мер вплоть до прекращения продажи нефти за доллары. В результате мир столкнется с повторением энергетического кризиса 1973 года в более значительных масштабах.
Растущая Азия
На фоне происходящих в энергетической сфере процессов заявления Великобритании и Японии о желании помочь азиатским странам отказаться от российской нефти выглядят комично. Ни Британия, ни, тем более, Япония, не являются крупными производителями нефти. Великобритания обеспечивает собственной добычей лишь около половины потребностей в энергоносителях, причем начиная с 2000 года объемы производства неуклонно падают, сократившись к 2022 году примерно в три раза — до 800 тыс. баррелей в сутки. Говорить о нефтяной промышленности Японии и вовсе не приходится всерьез: в прошлом году объемы добычи нефти составляли 3600 баррелей в сутки (около 180 тыс. тонн в год). При этом в ковидном 2020 году страна потребила 140 миллионов тонн нефти. Понятно, что при таком соотношении на нефти собственной добычи японцы не протянут и суток.
Как при этом эти «энергетические гиганты» планируют поддерживать страны Азии в отказе от закупок нефти в РФ — остается загадкой.
Согласно статистике за 2021 год, крупнейшими покупателями российской нефти в регионе стали: Китай (80 млн тонн), Южная Корея (7,92 млн тонн), Индия (2,2 млн тонн), Таиланд (1,5 млн тонн). Примечательно, что третью строчку в этом списке занимает Япония, которая по итогам прошлого года закупила в России около 4,5 млн тонн нефти.
Эксперт в сфере энергетики Игорь Юшков считает, что глобальные изменения рынка нефти уже происходят. В случае же принятия американским конгрессом закона NOPEC, ситуация на мировых рынках энергоносителей может развиваться непредсказуемо.
«Видно, что европейцы готовы все больше давить на Россию, вопросы только в том будут ли исключения для отдельных стран, длительность переходного периода, но тем не менее, в той или иной форме нефтяное эмбарго будет введено.
И мы видим, что уже идет перестроение рынков. Фактически оно началось сразу же после начала нынешнего кризиса. Связано это было с тем, что мы уходим на азиатские рынки: в Индию, в Китай, а те, кто были там, уходят на рынки Европы. Мы видим, что довольно много мы поставлять стали в Индию — основной прирост идет на эту страну. А в Европу увеличили поставки Саудовская Аравия, Ирак, ряд африканских стран. Поэтому перестроение рынков и так идет, и оно будет продолжаться дальше.
Никто пока сказать не может как быстро это будет происходить, поскольку еще неизвестны все ограничения, которые будут введены. Самый главный риск для России и для мирового рынка нефти как такового — это если будут приняты ограничения на перевозку российской нефти, а это обсуждается в рамках нового пакета санкций. Если мы не сможем вывозить нашу нефть в Азию, для нас это будет удар, потому что мы уменьшим добычу и уменьшим свои доходы. С другой стороны, это радикально усугубит дефицит предложения на мировом рынке нефти и тогда мы увидим цены и 150, и 180 долларов за баррель. Поэтому это будет болезненной мерой для всех», — отмечает он.
Не меньшие риски для мирового рынка нефти, по мнению аналитика, несет и возможное принятие Конгрессом США закона NOPEC. Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности уверен, что для его исполнения Соединенным Штатам придется ввести санкции против всех производителей нефти.
«Сложно сказать пройдет он или нет, по крайней мере шансы на это есть, в отличие от предыдущих периодов. Сейчас это реальность — то, что он может быть принят. Правда не совсем понятно, как его потом реализовать и будет ли он применяться на практике. Есть шансы, что он будет принят, но в итоге не будет применяться. В чем там загвоздка: вы должны будете судиться сразу с десятками стран, десятками компаний, и, в случае, если они не будут выполнять ваши судебные решения, вы должны будете объявить санкции против большинства мировых производителей нефти. И это создает масштабную энергетическую коалицию, которая с вами будет конфликтовать. При этом Соединенные Штаты от многих из этих стран зависит напрямую. США не являются нетто-экспортером нефти. Да, они продают нефть, но еще больше, чем экспортируют, они импортируют. И основные поставщики нефти в США — это Канада, Саудовская Аравия, Мексика.
И получается, что чуть ли не всех поставщиков нефти в США сами Штаты должны будут поместить под санкции. Либо требовать от них, чтобы они разорвали сам формат и OPEC и OPEC+, чтобы они не координировали свою добычу. И как это сделать — совершенно непонятно.
И что делать, если они не согласятся. А мы видим, что Арабские страны и OPEC в целом не соглашаются с требованиями США, ведь еще в 2021 году американские политики устроили целое турне в страны OPEC и другие страны-производители нефти, и убеждали их изменить соглашение OPEC+, чтобы нарастить добычу быстрее, чем это прописано в соглашении. Но ничего у них не получилось: OPEC+ как выполнял взятые на себя обязательства, ежемесячно увеличивая объем добычи примерно на 400 тысяч баррелей в сутки, так он и продолжает это делать. Сегодня как раз было принято решение о том, что и дальше будет увеличение на чуть более, чем 400 тыс. баррелей, хотя на рынке наблюдается глобальный дефицит. Это явно не в интересах Соединенных Штатов и это явно демонстративно делается», — отмечает Юшков.
По его мнению, в случае, если США действительно попытаются заставить поставщиков нефти отказаться от соглашения в рамках OPEC, мир может столкнуться с сильнейшим энергетическим кризисом.
«Что будет, если производители откажутся от выполнения закона NOPEC? В этом плане у OPEC есть опыт: в 1973 году Арабские страны перестали поставлять нефть в Европу, в США и их союзникам после того, как эти страны поддержали Израиль в ходе Арабо-израильской войны.
Сейчас складывается довольно странная история. С одной стороны, подобный закон о запрете OPEC очень популярен внутри Соединенных Штатов, потому, что приведет к развалу организации, а значит каждая страна будет добывать больше, мировой рынок насытится, цены упадут, а избиратели именно этого и хотят. А с другой стороны, с точки зрения международных отношений, это приведет к колоссальному удару по отношениям США и арабских стран», — прогнозирует эксперт.
Кроме того, одним из возможных последствий принятия закона NOPEC аналитик называет сокращение использования доллара в торговле нефтью.
«Такой вариант возможен в рамках стремления экспортеров нефти сохранить собственные резервы. Они их держат во многом в долларах и в различных американских ценных бумагах. Они видят то, что происходит с Россией — то, что 300 млрд долларов, которые хранились в долларах, евро или западных ценных бумагах, были просто арестованы.
Они понимают, что в случае конфликта с Западом, с ними будет то же самое. Поэтому ухудшение взаимоотношений Запада и ближневосточных производителей будет заставлять их страховать активы и уходить от доллара», — резюмировал Юшков.