В отчете Международного энергетического агентства (МЭА) подчеркивается, насколько ограничены варианты по замене российских нефти и других нефтепродуктов.
В отчете говорится, что в этом году глобальный спрос на нефть составит почти 100 млн баррелей в сутки (бвс). Россия добывает примерно 10 миллионов бвс и экспортирует примерно половину добытого, плюс 3 миллиона бвс нефтепродуктов.
В МЭА считают, что примерно 1,5 млн бвс нефти и 1 млн бвс нефтепродуктов от России, с апреля и как минимум до конца следующего года, будет потеряно.
«На самом деле, ни одна страна не может заткнуть дыру, которую оставит Россия на рынке, в случае глобального запрета», говорит эксперт по сырой нефти в ICIS Софи Удубашчану. Так откуда миру взять 5 миллионов баррелей нефти в день?
Саудовская Аравия и ОАЭ
Саудовская Аравия с запасом в лишних 2 млн баррелей в сутки и Объединенные Арабские Эмираты с 1,1 млн бвс являются единственными двумя ведущими производителями нефти, имеющими свободные мощности, чтобы компенсировать дефицит России. Однако, как отмечает МЭА, они пока не проявляют готовности задействовать резервы.
В связи с ситуацией на Украине, члены ОПЕК в начале этого месяца договорились увеличить добычу на скромные 400 000 бвс.
У Ирана в плавучих хранилищах, к которым можно быстро получить доступ, имеется 100 млн баррелей, но пройдут месяцы, прежде чем эти объемы вольются в глобальную цепочку поставок.
Венесуэла
Как и Иран, Венесуэла по-прежнему находится под санкциями США, которые, чтобы страна могла увеличить добычу, должны будут быть сняты. Возврат к добыче уровня 2015 года означал бы в конечном итоге дополнительные 1,8 млн баррелей в сутки, но это будет происходить очень постепенно.
«Быстрым результатом были бы несколько сотен тысяч баррелей в сутки, тогда как постепенный возврат к прежним объемам займет годы и обойдется в миллиарды долларов инвестиций».
Американский сланец
«Экспорт США рос большую часть 2021 года, в декабре достигнув пикового уровня в 3,45 млн бвс, говорит Удубашчану, которая не видит шансов на быстрое ускорение этой тенденции.
С ней соглашается аналитик Saxo Bank Оле Хансен, добавив, что можно было бы добавить 0,5 млн баррелей, однако этому будет препятствовать продолжающаяся нехватка обслуживающего персонала и буровых установок.
И добычу не удастся быстро нарастить. По оценкам исследовательской компании Rystad Energy, должно будет пройти 8 месяцев с момента запуска новой скважины до поступления нефти на рынок.
Мелкие производители
Хансен говорит, что Нигерия все еще не дотягивает до своих пиковых показателей 2019 года в 0,4 баррелей в сутки. Поднятие добычи до этих значений потребует инвестиций и более стабильной политической обстановки. МЭА также ссылается на Канаду и Аргентину в качестве возможных участников роста предложения нефти, но их вклад не станет значительным. В оценках альтернативных источников предложения нефти в докладе МЭА Северное море даже не упомянуто.