Мало кто обратил внимание на то, что поездка министра иностранных дел России в Китай и Индию по времени совпала с «переговорной» паузой в проведении специальной военной операции (СВО) по демилитаризации и денацификации Украины. А это немаловажная деталь — особенно на фоне заявления другого российского министра, главы военного ведомства Сергея Шойгу о том, что первая фаза данной операции успешно завершена, ее цели достигнуты. И с президентским указом о порядке продажи российского газа в недружественные страны за рубли. И с выходом Газпрома из управления энергетическими объектами на территории стран ЕС. И с атакой вертолетов ВСУ на нефтебазу в Белгороде.
И с последующими ракетными ударами российских войск по Кременчугскому НПЗ, а также по аэродромам в Днепропетровске и Запорожье.При этом и наши китайские, и наши индийские друзья заявили Сергею Лаврову о том, что происходящее в ходе СВО — далеко не то, что они хотели бы видеть на Украине (впрочем, и для нашей страны это далеко не то, что хотелось бы там видеть), но они понимают и мотивы, и цели действий руководства РФ, исходят из своих национальных интересов, а потому не будут вводить каких-либо антироссийских санкций на государственном уровне. Конечно, занимай аналогичную позицию и в странах Евросоюза, «украинская проблема» давно бы исчезла из мировой политической повестки (да ее бы там и не появилось), но лидеры «единой Европы» исходят не из национальных интересов своих стран, а из наднациональных интересов коллективного Запада, что лишний раз подтвердил недавний видеосаммит ЕС—КНР.
В общем произошла перегруппировка не столько военных сил РФ, сколько мировых политических сил, после чего можно констатировать переход ко второй фазе СВО, обозначенный в самом ее названии, то есть от демилитаризации — к денацификации. Период «сепарации» военнослужащих и других государственных служащих Украины от нацистов завершен. И теперь все вооруженные силы противника — в том числе окопавшиеся на востоке и севере Донбасса формирования численностью от 50 до 70 тысяч человек, — это уже не армия как таковая, а «упоротые» наци-смертники, чьи задачи и цели можно выразить одной фразой: максимально повысить затраты и потери России. Соответственно, все, кто продолжает оказывать им содействие, в том числе страны коллективного Запада, по факту препятствуют денацификации Украины.
Поэтому вторая фаза СВО будет осуществляться в куда более жестких формах, чем первая, целью которой было уничтожение военного потенциала киевского режима. И затронет его социально-экономический потенциал, в том числе и за пределами границ «незалежной». Хотя известная фраза императора Александра III о том, что у России нет других союзников, кроме ее армии и флота, сейчас весьма популярна, следует сказать, что для любого государства наличие союзников есть свидетельство внешнеполитического успеха, который определяется количеством и качеством этих союзников. А их отсутствие, соответственно, есть свидетельство внешнеполитического провала. Визит Лаврова лишний раз подтвердил, что у современной России союзники (пусть пока в режиме «кто не против нас, тот с нами») есть.
И это, прежде всего, — две крупнейшие по населению и по объему своих экономик страны мира: Китай и Индия. Более того, отношения с ними уже выходят на уровень создания «Большого евразийского треугольника», способного заменить коллективный Запад в качестве главного глобального «центра силы». Что, в свою очередь, притягивает к нему и переориентирует на него другие государства. Гарантии российских поставок энергоносителей, удобрений, продовольствия, оружия, ряда продукции высоких технологий — лишь малая, хотя и необходимая часть того «левериджа», которым сопровождается создание нового, многополярного мирового порядка. Актуальной корректировкой соответствующей «дорожной карты», собственно, и занимался Сергей Лавров в конце марта в китайском Хуаньшане и в индийском Нью-Дели.
Итоги такой корректировки, несомненно, будут учтены и уже учитываются в действиях нашей страны как на Украине, так и на мировой арене в целом. Судя по всему, ничего радостного для стран коллективного Запада они не сулят — Байдену не от хорошей жизни пришлось заявить о распечатывании стратегического нефтяного запаса США на миллион баррелей в сутки, в то время как страны ОПЕК+ (т.е. и Россия тоже) увеличили суммарную квоту нефтедобычи на 422 тысячи баррелей, что оставляет на мировом рынке «черного золота» дефицит примерно в полмиллиона баррелей. Добавьте к этому растущие проблемы Европы с газом и рядом других сырьевых позиций, которые поставлялись из России, а теперь уйдут на альтернативные рынки — и в происходящем на Украине, а также вокруг нее очень многое прояснится.
Действующим киевским властям, несмотря на весь их «бэкграунд», были предоставлены все шансы прекратить проведение СВО и «остаться в игре». Они их не просто упустили — они закрыли все возможности для дальнейшего взаимодействия с Россией. Разумеется, это было не их собственное решение, а решение тех сил, которые используют Украину и формальных «хозяев» Украины как расходный материал для решения собственных глобальных проблем. Впрочем, в такой форме данные проблемы уже принципиально не решаются — это еще один важнейший итог визита Сергея Лаврова.