Антироссийские санкции спровоцировали приостановку работы многих автозаводов в стране. Как российский рынок справится с навалившимися проблемами, рассказал генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль.
За последнее время некоторые автомобильные бренды приостановили или полностью прекратили деятельность в России: Ford, Honda, Toyota, BMW, Volvo, Renault и другие.
Также в первом квартале было зафиксировано падение автомобильных продаж, однако пессимистичных прогнозов давать не стоит, уверен автоэксперт Денис Мигаль.Собеседник «ПолитЭксперта» отметил, что в этом году Россия действительно столкнулась с небывалым количеством санкций со стороны США и Евросоюза. Это не могло не сказаться на отечественном автомобилестроении:
«Так, к началу марта объем мощностей по выпуску легковых машин в России сократился на 45%. Это ощутимое снижение, ведь в прошлом году около 83% всех продаж в стране пришлось именно на отечественное производство».
Но даже несмотря на такие вызовы, многие заводы продолжают свою работу, в том числе по выпуску иностранных марок. Мигаль привел в пример автоконцерн Stellantis, который производит автомобили в Калужской области в штатном режиме, калининградский завод «Автотор» выпускает Kia и Hyundai. Предварительно, имеющиеся запасные части могут обеспечить полную загрузку предприятия на ближайшие три месяца. Одновременно с этим южнокорейские партнеры постепенно налаживают новые логистические цепочки по поставке комплектующих.
«В марте останавливался, но снова возобновил работу АвтоВАЗ, где собирают автомобили Granta и Niva. Несмотря на остановку поставок импортных компонентов, производство автомобилей поколения К4 и К5 продолжает КамАЗ. Вернулся к работе и московский завод Renault», — добавил собеседник ПЭ.
Обратный эффект санкций
Мигаль не отрицает, что отечественных производителей ждут серьезные испытания, которые приведут к структурным изменениям. В первую очередь закроются заводы, имеющие низкий уровень локализации производства. При этом крупные игроки, такие как Hyundai-Kia, Renault-Nissan, будут искать любые способы, чтобы остаться на российском рынке.
«Основная проблема, с которой российскому автопрому уже предстоит столкнуться в ближайшее время, это нехватка комплектующих. Невозможно за короткий период полностью перейти на локальное производство. И в этом случае хорошей помощью может стать организация параллельного импорта. Таким образом, пока будут создавать и оттачивать собственные новые мощности, появиться возможность приобретать необходимые запасные части», — объяснил Мигаль.
Однако следует помнить, что любой проект в этой в современной автоотрасли вынужден выстраиваться в мировые цепочки поставок. Это объясняется тем, что создать на 100% локализованный автомобиль очень дорого — подобное производство, скорее всего, просто не окупится, отметил собеседник издания. В этой ситуации может появиться привлекательная перспектива для российских производителей — постепенный и уверенный переход на электромобили «с созданием разветвленной инфраструктуры именно для этого вида авто».
«Во-первых, это будет отечественная разработка, созданная практически с нуля, следовательно, не требующая большого количества иностранных составляющих. Во-вторых, в России есть богатая сырьевая база, которая может способствовать кооперации в производстве электромобилей с китайскими производителями», — объяснил автоэксперт.
Мигаль в подтверждение коммуникации с китайскими партнерами в отрасли машинопроизводства привел конкретные цифры. С начала года бренды КНР уверенно выходят на лидирующие позиции на отечественном рынке:
«В феврале Haval продали 3569 машин, рост продаж стал выше 65%. На втором месте — Chery — увеличение продаж на 45% (реализовано 2907 авто). На 82% выросли продажи Geely — 2188 машин было продано в России в феврале этого года».
Производители из Китая заинтересованы в российском авторынке, так как видят в нем перспективы, как и в автопроме. Поэтому объединение с китайскими брендами спровоцирует новый этап развития для многих отечественных предприятий. Подобные шаги займут достаточное количество времени, сил и финансов, но такой прогресс «может стать одним из самых перспективных для нашей страны», резюмировал собеседник ПЭ.
Компания «АвтоВАЗ» уже пытается сделать все возможное, чтобы отказаться от импортных составляющих в отечественных автомобилях. Стало известно, что концерн выпустит спецверсии Lada с меньшим числом комплектующих из-за рубежа.
Читайте также: