На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Berg PRESS

566 подписчиков

6 советских командармов, которые могли изменить начало Великой Отечественной войны

Первые маршалы СССР

В начале 1920-х годов из битв Гражданской войны Советская Россия вышла, имея мощную армию и выдающихся командиров. В годы нэпа армию распустили, но высший командный состав остался. О нём и поговорим.

Людей, в руках которых сосредотачивалась ответственность за подготовку к будущей войне (а эта тема являлась очевидной), было не много. Их легко пересчитать по пальцам: маршалы С.М. Будённый, К.Е. Ворошилов, М.Н. Тухачевский, А.И. Егоров, В.К. Блюхер; командармы И.Э. Якир, И.П. Уборевич и А.И. Корк. Может быть, я кого-то забыл, но эти восемь человек всё равно были главными.

Среди этих военачальников, какими бы высокие посты они не занимали, имелись свои "звёзды" первой величины. Таковыми являлись Тухачевский, Егоров, Якир и Уборевич. Под стать им были Блюхер и Корк. Все эти маршалы и командармы имели колоссальный опыт военных действий, прошли хорошую академическую школу (некоторые стажировались в академии рейхсвера), обладали стратегическим мышлением и правильно оценивали характер будущей войны.

Ни кто иной, как Тухачевский в 1926 году первым заявил, что Красная Армия и вся страна к войне совершенно не готовы. Тухачевский и другие (назовём их "прогрессивными") командиры требовали усиления армии. В первой половине 1930-х годов благодаря стараниям командармов-"прогрессистов" - и, в первую очередь, Тухачевского и начальника Генерального штаба РККА Егорова (1931-1937) - армия начинает обретать современные черты.

Егоров и Тухачевский прекрасно понимали, что будущие войны будут выиграны обновлённой армией, в которой господствуют танковые соединениям и фронтовая авиация. Благодаря упорству Егорова с начала 1930-х годов в СССР начинает развиваться танковая промышленность. Строятся самолёты. Якир и Уборевич - командующие Киевским и Белорусским военными округами - проводят масштабные войсковые учения 1935 и 1936 годов, в которых шаг за шагом "проигрывают" варианты начала предстоящей войны.

Что-то у них, конечно, не получается. Учения, скорее, похожи на постановочный спектакль, но при всём этом они дают неоценимый опыт, показывают, на что нужно обратить особое внимание; они дают уверенность командирам и солдатам, что армия готова воевать, а их командиры знают как победить врага.

Герои прошедшей войны

Самое любопытное в этой истории то, что высший военный пост в стране, которой угрожала война, занимал человек, выражавший сомнения в спешке, к которой призывали Тухачевский и компания. Этим человеком был народный комиссар обороны СССР Климент Ворошилов. Сначала, считал Ворошилов, нужно укрепить экономику страны, и лишь потом тратить миллиарды рублей на армию, которая пока ни с кем не воюет.

Не начнись Вторая мировая война, быть может, Ворошилов и был бы прав, но она началась и началась очень скоро. Поэтому невозмутимое спокойствие Ворошилова и (видимо) Сталина, стоявшего за его спиной, было ошибкой. Ошибкой было и вытекающая отсюда ставка на классические ведения войны, то есть на конницу, тачанки, пулемёты полковую артиллерию и шапкозакидательские настроения.

Постскриптум

Ворошилов позорно проиграл советско-финскую войну и в 1940 году был отправлен в отставку (но не на свалку истории). Его действия в качестве главнокомандующего войсками Северо-Западного направления в июле 1941 года имели катастрофические последствия.

Сталин, возможно, и рад был назначить командармами Тухачевского, Блюхера, Якира или Уборевича, но их уже не было в живых. Они погибли в застенках как "враги народа". А вместе с ними погибли их колоссальные знания, их опыт, их хладнокровие и инициатива, вера в них личного состава, то есть всё то, что к 1942-1943 годам придёт к советским командирам.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх