На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Berg PRESS

566 подписчиков

Волнения в Казахстане заставили Китай сделать ставку на российский газ

Волнения в Казахстане заставили Китай сделать ставку на российский газ

Китай заинтересован в российском газе, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» директор Центра стратегических исследований РУДН Алексей Маслов, добавив, что прогресс переговоров зависит от формулы цены по долгосрочным контрактам.

Россия и Китай ведут переговоры по газу
Федеральное агентство новостей / Евгений Рудаков

РФ и Китай ведут газовые переговоры

Посол России в Китае Андрей Денисов рассказал на переговорах между Москвой и Пекином по расширению газового сотрудничества.

Кроме СПГ-поставок с ямальского завода «Новатэка» нас связывает газопровод «Сила Сибири», который был открыт в конце 2019 года, а в прошлом году увеличил в два раза поставки российского сырья в северные регионы Китая.

Обсуждается проект «Сила Сибири – 2», который пройдет через Монголию в северо-западную часть Китая. Для России он выгоден не только как инструмент по увеличению экспорта газа в Китай, но и как способ диверсификации поставок.

«Сила Сибири – 2» будет питаться из восточносибирских месторождений, являющихся источником для экспорта газа в Европу. «Сила Сибири – 2» снизит зависимость РФ от газового экспорта в ЕС, а значит уменьшит геополитический фактор в газовом бизнесе.

Раньше газопровод «Сила Сибири – 2» назывался «Алтай», причем он был предложен еще до реализованного проекта «Сила Сибири».

Газопровод «Сила Сибири» был введен в эксплуатацию в конце 2019 года
ФБА «Экономика сегодня» /

Сахалин остается перспективным направлением

Денисов заметил, что «Силой Сибири – 2» переговоры не исчерпываются: Москва и Пекин обсуждают возможные поставки газа в Китай с месторождений Дальнего Востока, а одним из возможных вариантов являются газовые залежи на острове Сахалин.

На Сахалине реализованы проекты «Сахалин – 1» и «Сахалин – 2». «Сахалин – 1» является совместным предприятием «Роснефти» и ExxonMobil, сотрудничество которых базируется на соглашении о разделе продукции, подписанном еще в 1995 году.

Основой «Сахалин – 1» остается добыча нефти, но там производится и газовый кондексат. «Сахалин – 2» был реализован по аналогичной схеме и стал прорывным для России проектом, благодаря которому у нас возникло первое СПГ-производство.

«Сахалин – 2» был реализован компанией Сахалин Энерджи», первоначально его бенефициарами были Shell, Mitsui и Mitsubishi, но в 2007 году «Газпром» за 7,45 млрд долларов выкупил контрольный пакет. С тех пор проект находится под его полным контролем.

Сахалин является перспективным направлением для газовых проектов
flickr.com / @Eugene Kaspersky

Кроме «Сахалин – 1» и «Сахалин – 2» в этом регионе есть и другие месторождения, которые можно реализовать по схеме с иностранным участием, но события 2014 года осложнили сотрудничество России с западными компаниями.

Теперь нам сложно рассчитывать на капиталы компаний Shell, BP и ExxonMobil, которые хотят работать с Россией, но ограничены западными правительствами. Именно это мотивирует Москву вести переговоры с Пекином.

Однако нельзя забывать и про опыт «Новатэка»: сотрудничество с китайцами в рамках «Ямал – СПГ» и «Арктик – СПГ» обходится недешево, компании из Китая предоставили заемные деньги по ставке значительно большей, чем на Западе.

Китайцы считают каждую копейку и являются сложным партнером, поэтому переговоры России и Китая по новым газовым проектам идут долго, а поставки по «Силе Сибири» растут не так быстро, как бы нам этого хотелось.

Китайцы инвестировали миллиарды долларов в проекты «Новатэка» в Китае
kremlin.ru / пресс-служба президента РФ

Китай является сложным партнером для России

«Увеличение газового импорта является частью китайского запроса на энергоносители из РФ. КНР увеличила запрос не только по газу, но и по углю с нефтью. Пекин проводит политику хеджирования рисков, связанных с поставками энергоносителей», - заключает Маслов.

В 2020-2021 году Россия увеличила поставки угля в Китай, это произошло на фоне пандемии и ухудшения отношений Пекина с Западом.

Характерным примером стали неформальные запреты Пекина на импорт австралийского угля, которые создали дефицит на внутреннем рынке КНР. Ситуация в 2021 году привела к резкому росту мировых ценовых на уголь и спорадическим блэкаутам в Китае.

Одновременно Пекин увеличил экспорт угля из РФ, а на Дальнем Востоке разворачивается инфраструктура, необходимая для экспорта сырья в Поднебесную. В ЕС падает спрос на уголь, поэтому идет переориентация угольной промышленности на КНР и страны Азии.

«Китайская политика хеджирования рисков существенно усилилась после казахстанских событий. Казахстан является пусть и не основным, но существенным поставщиком энергоресурсов на внутренний рынок Китая», - констатирует Маслов.

Есть у Китая проблемы в Туркмении: контрактная выборка по газу не выполняется полностью. Ашхабад позиционирует себя в качестве крупнейшей страны по запасам газа, но туркменам иногда не хватает сырья для выполнения обязательств перед КНР.

Директор Центра стратегических исследований РУДН Алексей Маслов
facebook.com / Alexey Maslov

«Россия остается самым надежным поставщиком энергоресурсов, но Китай аккуратно подходит к определению цены. Проблема в переговорах лежит не в технических вопросах, а в цене. Китай будет осторожно увеличивать объемы импорта российских нефти и газа, продолжая постоянно заявлять о своей заинтересованности и уходить в долгие переговоры», - резюмирует Маслов.

Строительство новых линий на Сахалине упирается в формулу цены на газ для Китая по долгосрочным контрактам на данные проекты.

Подписаться

Подписаться на Яндекс-Новости Подписаться на Яндекс-Дзен Подписаться на Гугл-Новости
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх