Западные санкции создали серьезную неопределенность в мировой торговле, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Центра политических технологий, кандидат экономических наук Никита Масленников, добавив, что ситуация бьет не только по позициям российских компаний, но и по всей глобальной экономике.
Российские компании не могут платить по долгам
Введенные Минфином США исключения позволили РФ выплатить купоны по суверенному внешнему долгу и избежать объявления технического дефолта, но на частном рынке ситуация остается напряженной, особенно среди компаний, подавших под санкции.
Многие компании РФ имеют долговые обязательства перед западными контрагентами, и решение данного вопроса скоро встанет на повестку дня.
Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК) не выплатила купонный доход держателем еврооблигаций. В СУЭК сообщили, что не прошел платеж по евробондам-2026, который был размещен в сентябре 2021 и стал дебютным выпуском для компании.
Эмитент евробондов не получил от «СУЭК» средств для выплаты купона с датой платежа 15 марта 2022 года из-за того, чтоб банк-корреспондент не провел платеж. Компания в настоящее время пытается решить проблему и сделать выплату возможной.
Причиной ситуации стали европейские санкции против бывшего основного акционера «СУЭК» Андрея Мельниченко. После февральских событий бизнесмен вышел из совета директоров компании и перестал быть ее основным бенефициаром. Аналогичные проблемы случились и у другого бывшего актива Мельниченко – компании «ЕвроХим», у которой также заблокировали платеж, который должны были перевести до 14 марта 2022 года.
«СУЭК» производит уголь, а «ЕвроХим» – минеральные удобрения, оба товара имеют для РФ серьезное экспортное значение.
Неразбериха мешает российскому экспорту
«Ситуация повлияет на позиции “СУЭК” и “ЕвроХим”, их репутации и возможности проводить внешнеэкономические сделки. В мире существует устоявшая международная практика, когда проблемы с выплатами больно бьют по репутации», - заключает Масленников.
Кто-то с пониманием отнесется к ситуации, а кто-то приостановит сотрудничество.
«Пришли данные по российскому металлургическому сектору, где с начала года произошло сокращение производства на 12%. Цифры серьезные, в эту отрасль российской экономики эффект от санкций уже пришел», - констатирует Масленников.
Дальше санкционные эффекты отразятся на экспортных производствах, включая угольное направление и рынок минеральных удобрений (вотчина пострадавших компаний).
«Пока непонятно, как невозможность “СУЭК” и “ЕвроХим” платить по внешнему долгу, повлияет на их позиции в мире. Здесь много неизвестностей – под раздачу попал и Алексей Мордашов из “Северстали”, сегодня пришли сообщения, что банк-контрагент заблокировал платежи этой компании. Нужно либо искать какие-то альтернативные способы платежей, либо оставаться в современном положении», - резюмирует Масленников.
Долговая неразбериха снизит активность российских экспортеров на внешнем рынке, что в будущем скажется на их позициях. Ситуация неопределенная, пока много чего не ясно, прямо сейчас сложно оценить реальные масштабы проблемы.
Возможность для компромисса остается
Главный вопрос по будущей работе компаний, который попали в санкционный список, заключается в том, насколько жестко это будет работать. Рынку необходимы российские поставки, а рестрикции мешают их эффективно осуществлять.
«Переговорная форточка пока не закрылась. Только ленивый не высказывается, что если введут эмбарго на российскую нефть, то это на пике будет цена в 300 долларов за баррель, или, как минимум, в диапазоне от 200 до 300 долларов. Ни Венесуэла, ни Иран, ни даже свободные мощности Саудовской Аравии не смогут заместить российские поставки на мировой рынок, схожая ситуация и по другим товарам», - заключает Масленников.
Предложение Путина по переводу торговли газом на рубль привело к серьезным опасениям на Западе, удобрения и уголь также являются чувствительными темами, поэтому данные события обладают двусторонним эффектом.
«Уход российского предложения закрыть нельзя, с учетом тех инфляций, которые наблюдаются в развитых экономиках, это приведет к резкому росту издержек и станет первым признаком глобальной рецессии. Вторая проблема заколючается в продовольствии: цены на главные его виды с начала года увеличились в мире с 8% до 22%. Процесс хорошо виден по рынку пшеницы, зависящему от поставок из РФ и Украины», - констатирует Масленников.
Российское и украинское зерно потребители не смогут заместить на аналоги из других стран, которые и стоят дороже, и по качеству – принципиально другой продукт.
«Из твердых сортов – лепешки не пекут, а придется делать это. Призрак продовольственного кризиса налицо, поэтому получается, что санкционная риторика Запада пододвигает мировую экономику к новой рецессии по образцу 2008 года», - резюмирует Масленников.
Кризис может быть даже больше, чем четырнадцать лет назад, потому что он носит искусственный характер: новость по «СУЭК» и «ЕвроХим» показательна, компании хотят платить по внешнему долгу, но санкции мешают им это сделать.
«Все это создает риск того, что новые контракты с российскими поставщиками будут приторможены», - заключает Масленнников.