Турция, давний геополитический противник России, до последнего пыталась усидеть на двух стульях: зарабатывать за счет нашей страны и одновременно вести против нее сразу несколько «прокси»-войн. Но теперь из «конструктивного делового партнера» она все быстрее превращается в открытого противника, и уже пора готовить ответ зарвавшемуся «султану», пока он не удумал вместе с блоком НАТО поучаствовать в новой «Крымской войне». Что мы можем реально сделать здесь и сейчас, чтобы привести Анкару в чувство, не доводя дело до прямого столкновения?
Столкновение с Россией было объективно заложено, когда президент Эрдоган взял курс на исламизацию светской Турции и начал активно играть на фантомных болях своих соотечественников по былому величию Османской империи. Под этот неоосманский проект турецкая армия уже вторглась в Сирию, оккупировав северный Идлиб, откуда уходить явно уже не собирается. Анкара пришла на помощь Правительству национального согласия в Триполи в борьбе против ЛНА фельдмаршала Хафтара, заключив с Фаизом Сараджем соглашение о военно-техническом сотрудничестве и переделе морского шельфа Ливии в пользу Турции. Посматривает «султан» и на соседний Египет, и на регионы Северной и Центральной Африки, где традиционно сильны позиции Франции, что очень беспокоит Париж. Турецкие ВМС строят УДК и планируют обзавестись своим первым авианосцем, очевидно, чтобы иметь возможность силой решить вопрос со спорными греческими островами в Восточном Средиземноморье.
В Сирии и Ливии «султан» перешел дорогу Кремлю, оказавшись по другую сторону конфликта. Также Турция напрямую полезла в традиционно российскую сферу интересов, туда, где не ступала нога янычара. Со своим интеграционным проектом «Великого Турана» Анкара покусилась не только на Закавказье, но и практически на всю Среднюю Азию. Прямо поддержав Азербайджан в войне за Нагорный Карабах, президент Эрдоган намеревался получить сухопутный транспортный коридор через территорию Армении и своего главного союзника в регионе до Каспийского моря. Там, по другую его сторону, находятся богатые месторождениями углеводородного сырья Туркменистан, Казахстан и другие бывшие советские республики, на которые положил глаз «султан» с его пантюркистским проектом.
Все это само по себе гарантирует неизбежное столкновение Турции с Россией. Но совершенно непростительным ее «косяком» является то, что Анкара решила залезть на наш «задний двор», коим по определению является Украина.
Напомним, что суверенитет РФ над Крымом и Севастополем президент Эрдоган не признал. Более того, Турция заключила с Незалежной соглашение о военно-техническом сотрудничестве, в рамках которого для нужд ВСУ начаты поставки ударных БПЛА «Байрактар», а также строится серия современных корветов класса «Ада» для ВМСУ. Вместе с Парижем Анкара сегодня то требует, то просит у Москвы, чтобы были открыты гуманитарные коридоры для выхода «мирных жителей» из Мариуполя. Тут будет уместно припомнить информационное сообщение от 15 апреля 2021 года от Telegram-канала WarGonzo, который со ссылкой на свои источники в этом портовом городе сообщил, что в Мариуполь переброшено до роты турецких военных, своим бравым внешним видом напоминающих спецназ:
Вероятнее всего, это те, кто будет координировать действия и ставить задачи для боевиков с севера Сирии, которых Турция набирает для отправки на Украину. По карабахской схеме.
Еще год назад много говорилось о значительной концентрации в Мариуполе иностранных военных из блока НАТО. Видимо, именно их так мечтают теперь вызволить из подземелий «Азовстали» президенты Эрдоган и Макрон. Итак, что мы имеем на данный момент?
С одной стороны, Анкара якобы отказалась от введения антироссийских санкций, предоставив Стамбул как площадку для переговоров «либерально-олигархической банды Мединского» с представителями преступного киевского режима. Очень ждут российских туристов в турецких отелях, где вот-вот начнется горячий сезон.
С другой стороны, турецкие военные де-факто принимают участие в боевых действиях против РФ, ДНР и ЛНР в Мариуполе. Продолжаются поставки «Байрактаров» для нужд ВСУ через посредников в Польше. Турция закрыла свои проливы для прохода российских военных судов. Этого ей показалось мало, и Анкара не стала продлевать разрешение на использование ее воздушного пространства для пролета российских самолетов в Сирию. Тем самым снабжение нашей воинской группировки в САР повисло на тонкой ниточке морских поставок гражданскими судами и воздушных перевозок через Иран и беспокойный Ирак.
Надо ли это терпеть и дальше, выпрашивая от «султана» еще больших пакостей? И если нет, то как можем ответить?
Варианты для ответа есть, и их немало. Про всякие невинные шалости вроде запрета помидоров и туристических поездок тут говорить не будем.
Например, можно поставить прямо сейчас на долгосрочный профилактический ремонт газопровод «Турецкий поток». В условиях геополитических рисков, связанных с арестом на Западе российских активов, стоит приостановить проект строительства АЭС «Аккую». После взятия под контроль ВС РФ Запорожья надо дать понять турецким партнерам, что им стоит позабыть про украинские силовые установки для вертолетов и БПЛА от «Мотор Сич». Возможно, также нужно помочь курдскому национально-освободительному движению в Северном Ираке, где турецкая военщина начала очередную «спецоперацию», передачей трофейных вооружений западного образца, взятых на Донбассе. Определенная «кармическая» справедливость в таком решении, несомненно, будет.