Проблема беженцев с Украины остается в центре внимания не только в Европе, но и по ту сторону Атлантики. Во вторник заместитель госсекретаря США Джульета Вальс Нойес начала четырехдневный визит в Молдавию и Польшу, в ходе которого обсудит варианты помощи тем, кто покинул Украину во время российской «специальной военной операции».
Помогать, впрочем, надо и властям соседних с Украиной стран: приняв на себя основную волну беженцев, они теперь открыто говорят о недостаточной поддержке (в первую очередь финансовой) со стороны партнеров.По данным ООН, обнародованным во вторник, более 4,6 млн человек были вынуждены выехать с Украины в соседние страны с момента начала Россией 24 февраля «специальной военной операции». Как подсчитали в управлении верховного комиссара ООН по делам беженцев, в Польшу прибыли 2,5 млн человек, в Румынию — 701 тыс., в Венгрию — 428 тыс. Россия, по данным всемирной организации, приняла с 24 февраля по 11 апреля 433 тыс. беженцев.
Отметим, что в тот же день уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова сообщила: «В Россию прибыло более 500 тыс. граждан, которые бежали от украинских бомбежек, расстрела и унижений». А агентства «РИА Новости» и ТАСС со ссылкой на неназванные информированные источники сообщили, что «из ДНР, ЛНР и с Украины» прибыли уже более 752 тыс. беженцев.
Так или иначе, в РФ с таким наплывом справляются. А вот некоторым другим странам приходится нелегко. «Не могу сказать, что Молдова получила достаточную гуманитарную помощь, хотя есть очень много обещаний. На сегодняшний день Молдова за счет собственных средств проделывает огромную работу по управлению кризисом беженцев»,— рассказал на прошлой неделе вице-премьер республики Олег Серебрян. В страну уже въехали более 413 тыс. беженцев.
А премьер Польши Матеуш Моравецкий в понедельник заявил: «Мы просим о помощи во всем мире и, конечно, получаем ее уже из Японии, из Великобритании. Но мы ожидаем, чтобы наш самый близкий партнер — Евросоюз — также занял активную и позитивную позицию». Он отметил, что на текущий момент прием беженцев финансируется из средств национального бюджета.
Именно в Молдавию и Польшу, кстати, направилась во вторник заместитель госсекретаря США Джульета Вальс Нойес. Дочь кубинских переселенцев, получивших убежище в США, она занимается в Госдепартаменте вопросами миграции.
Сами США тоже готовы взять на себя часть нагрузки. В конце марта власти страны начали разработку программы упрощенного въезда для отдельных категорий граждан Украины, однако пока публично она представлена не была. 24 марта президент Джо Байден объявил о готовности принять в США до 100 тыс. украинцев — в первую очередь тех, у кого есть родственники в Штатах.
Впрочем, на практике многие украинцы жалуются на невозможность попасть на американскую землю без визы, оформить которую сейчас для многих практически невозможно, даже если в США их ждут родные, а также на непростые условия пересечения границы США с севера из Канады или с юга из Мексики. «После того как (предыдущий.— “Ъ”) президент Дональд Трамп резко сократил численность беженцев, которых может принять страна, с 85 тыс. в 2016 году до 18 тыс. в 2020 году, президент (Джо.— “Ъ”) Байден увеличил квоту на заявки до впечатляющих 125 тыс. на 2022 год. Но за шесть месяцев мы приняли менее 9 тыс. человек. Невозможно представить себе, что такими темпами мы выполним недавнее обещание приютить 100 тыс. украинцев»,— пишет издание The Washington Post. Для сравнения: соседняя Канада, как объявил премьер страны Джастин Трюдо, за 2022 год примет более 400 тыс. иммигрантов. И немалую их часть составят именно украинцы.
Галина Дудина