Проводимая Россией спецоперация, направленная на уничтожение нацизма на Украине, вызвала волну санкций со стороны Запада. Но эти меры «устрашения» очень болезненно бьют и по экономике стран Европы, пишет Baltnews.
Не осталась в стороне Латвия. Искусственно разорванные связи нанесли ее предприятиям огромные убытки, что привело к росту цен на основные продукты импорта – газ, металл и сельхозпродукцию.
Но максимум, на что способно латвийское правительство, – это давать советы, как выжить. Как сказал премьер Латвии Кришьянис Кариньш, для свободы Украины латыши должны менять привычки. Это значит меньше есть и ездить на личных авто, а главное — больше платить за коммунальные услуги.Стоимость энергоресурсов постоянно повышается и недалеко то время, когда за бензин придется платить 2,50 евро за литр. Цена нефти уже превышает 130 долларов за баррель, газ стоит около четырех тысяч долларов за тысячу кубов. А премьер советует личную машину использовать на двоих с соседом или ездить на велосипеде, на общественном транспорте. Но он тоже скоро подорожает.
Золотой СПГ с «молекулами свободы»
Квартира в 50 квадратных метров в отопительный сезон уже обходится в 200-220 евро. Правда, в правительстве вспомнили об осенних выборах и решили помочь пенсионерам. Объявлено, что им четыре месяца будут выплачивать пособие на отопление по целых 20 евро. И это при том, что отопительный сезон продолжается семь месяцев. Но их уговаривают потерпеть ради свободы и врут, что скоро стране не понадобятся российские газ и нефть.
Когда это произойдет? Наверное, к 2027-2028 году. За счет чего? Собираются строить ветропарки. Но для этого понадобится не менее одного миллиарда евро, а где его взять? Никто не даст кредит при внешнем государственном долге уже больше 17 миллиардов евро. А как жить сейчас, чем топить? По традиции, сложившейся в ЕС, планы достижения энергонезависимости были озвучены не энергетиком, а политиком, который совершенно не в теме – министром обороны Артисом Пабриксом.
Но власть бодро рапортует, что уже начала запасать газ. Чтобы Россия не «обогащалась» за счет Латвии, приобретают дорогущий СПГ в США, Норвегии и Катаре. В апреле или мае его уже должны закачать в газохранилище, сжиженного газа должно хватить аж до конца этого года. Цену держат в секрете, чтобы не травмировать психику латышей. При этом не говорят и о том, что этот газ еще надо из сжиженного превратить в обычный, что тоже затратно.
Но это мелочи. Главное, что в каждом кубометре этого газа содержится «молекула свободы». Если все так и продолжится, в будущем сезоне латыши должны решить сложную задачу – как можно закипятить чайник и умудриться при этом не обанкротиться.
Без металла, еды и туристов
Что касается бизнеса, то санкции лишили порты, автоперевозчиков и железную дорогу последнего транзита в Россию и из России. Это в свою очередь повлекло закрытие некоторых компаний, повышение уровня безработицы и дополнительную нагрузку на бюджет. Пострадала и торговля: присоединившись к санкциям, Латвия мгновенно лишилась 12% своего экспорта.
По информации Латвийского агентства инвестиций и развития, вследствие санкций финансовая помощь понадобилась 135 предприятиям, в том числе бюджетообразующим фармацевтическим АО Grindeks и АО Olainfarm, которые отправляли в Россию 17% продукции. Страдают и строительные компании, и те, кто использует металл, 80% которого поставляли Россия и Белоруссия. В результате цены поднялись с 640 евро до трех тысяч за тонну, но металла все равно нет.
Непонятно, чего ждать аграрному сектору. Удобрения поступали из России или производились на базе российского газа. Самые видимые последствия санкций – выросшая стоимость продуктов. Картошка стала дороже на 60%, мука и крупы – почти на 43%, макароны – на 21%. Подсолнечное масло в бутылках по 0,7 литра стоит уже около четырех евро. А все потому, что Россия и Украина поставляли на мировой рынок около 80% этого продукта. Примерно 30% мирового экспорта пшеницы обеспечивают эти же страны.
Запрет авиаперевозок, виз, банковских карточек и введение прочих санкционных мер поставило большой крест на туристическом, а значит, и гостиничном, и ресторанном бизнесе Латвии, который всегда рассчитывал на российских туристов. Это тоже немалая доля бюджета, и после пандемии второго удара они не вынесут. Европа не поможет: там есть места более привлекательные, да и близкая граница с Россией многих пугает.
Эти факты говорят о том, что Европа сама себя загнала в угол, санкции начинают возвращаться к ней бумерангом.
Руководитель Ассоциации немецких профсоюзов Райнер Хоффман ранее высказал мнение, что антироссийские ограничения могут обернуться глобальным экономическим кризисом.