На днях тбилисская газета «Резонанси» опубликовала интервью с политологом Мамукой Арешидзе. Авторитетный в Грузии эксперт по Кавказу заявил: «Я сегодня же дал бы независимость Абхазии».
Не будем требовать от грузинского политолога точности выражений. Всем понятно, «давать» независимость нашей стране никому не придется. Мы ее завоевали сами почти три десятилетия назад. Речь идет о том, признавать ли Грузии за абхазским населением суверенитет на своей территории, или оспаривать его право определять свою судьбу.
Заявление Арешидзе удивляет, оно выглядит как одиночный выстрел. Общественные обсуждения по этому вопросу не велись, это признает и сам эксперт: «Грузинская общественность свыклась с мнением о возвращении Абхазии в состав Грузии». Власти до сих пор продолжают высказываться о «добровольно – принудительном» присоединении РА, а СМИ не перестают вдалбливать в сознание грузин неизбежность реванша.
Как же господин Арешидзе рискнул выступить со столь «неординарной» идеей?! Конечно, грузинское население устало от бесконечных обещаний, несбыточность которых особенно проявилась после войны 2008 года и признания Россией независимости РА и РЮО. Все большее число грузин понимает: власти блефуют, обещая вернуть Сухум. Но существует и внешний фактор. Политика непризнания Абхазии, которую Тбилиси через Вашингтон навязал европейским столицам, связана для них с неудобствами. Если в Грузии «свыклись» с безрассудной мыслью о принадлежности ей Абхазии, то в Европе к ней никогда и не привыкали. Даже в Соединенных Штатах поговаривают, пусть еще негромко, а не признать ли независимость Абхазии. То есть от Грузии ждут чего-то нового, и «выстрел» Арешидзе отвечает таким ожиданиям. Вопрос в том, насколько он скоординирован с властями. Если учесть, что он раздался вне какого-либо общественного запроса, без обсуждения, то оправданно полагать: интервью политолога согласовано с руководством Грузии.
Однако, это еще не самое примечательное. Если вчитаться в текст заявлений грузинского эксперта, легко заметить, конечную цель «признания независимости» эксперт видит не в суверенитете Абхазии, а как раз напротив – в ее последующем подчинении Тбилиси. В интервью говорится о «меркантильном интересе» Грузии «вернуть абхазов». То есть идея «признать независимость» с дальнейшей целью забрать ее вновь вполне отвечает как раз той самой намеченной «стратегии вовлечения оккупированных территорий», принятой на вооружение грузинским руководством в отношении Сухума и Цхинвала. Как оказалось, М.Арешидзе входил в число ее разработчиков.
Повторю, так как это ключевой пункт: план, обнародованный экспертом, никак не предполагает «дать абхазам независимость» и закончить разговор. Взамен признания независимости, Тбилиси должен поставить условия, например, возвращение беженцев. После чего Грузия «получит право сесть за стол переговоров с абхазами напрямую, при участии международного сообщества и без участия России».
Но как добиться согласия Абхазии на переговоры без поддержки дружественной России, имея на другой стороне стола Грузию и ее союзников? Тут основной труд ложится на плечи пропаганды, и М.Арешидзе сразу же обозначает главное направление удара: развести абхазов и россиян, всемерно разжигая страсти вокруг демографической проблемы Абхазии.
Надо признать, политолог не выдумал эту проблему. Именно поэтому для Абхазии актуальна тема возвращения потомков махаджиров, оставивших землю в результате Кавказской войны ХIХ века. Абхазы – не меньшинство в своей стране, как утверждает грузинский эксперт. Но тема небольшой численности болезненна для нас – факт, и Грузия намеренно использует это против России.
В его интервью штрихами даны некоторые направления. Например, тему демографии грузинская пропаганда хочет обострить до самой крайности. «Через 10-15 лет, – пророчит грузинский политолог, – абхазов вообще не останется». «Если мы хотим вернуть абхазов, мы должны их спасти». Спасать, разумеется, предлагается от России, в роли главной угрозы – российские военные и Русская православная церковь.
Стоит отметить, слезы, пролитые экспертом по поводу «ассимиляции абхазов», из рода крокодиловых. Именно Грузия приложила максимум усилий к изменению демографической картины Республики Абхазия. Достаточно вспомнить массовое переселение грузин в Республику в ХIX веке, включение абхазской территории в состав Грузии, осуществленное И.В. Джугашвили, жесткую переселенческую политику Л.П. Берия.
Эксперт Арешидзе не особенно скрывает, вся операция с грузинским признанием независимости – всего на всего маневр против России для восстановления грузинской власти в Сухуме. Или, как он говорит, «неожиданный ход, который разоружит соперника, т.е. вызовет определенное дистанцирование между ним и абхазами».