На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Berg PRESS

565 подписчиков

Готова ли Турция стать ядерной державой?

Геополитические процессы по своей сути очень похожи на законы природы. Они мало зависят «от роли личности в истории». Как бы Турция ни пыталась уклониться от обладания собственным ядерным оружием, они (процессы и законы) ее им обзавестись все равно заставят.

Строго говоря, «атомная дубинка» универсальным силовым инструментом не является.

Слишком негативны последствия ее использования для ее применившего даже в случае его победы. Ядерное оружие – это инструмент сдерживания, своего рода последний козырь в стиле «тогда сдохнем вместе». Потому оно необходимо США, России, Китаю, Северной Корее. С некоторыми оговорками – Пакистану и Индии. Но даже обладание им для Франции и Британии носит, в первую очередь, статусный, а не военный характер.

Еще менее полезно оно для Израиля и, тем более, Турции. Но складывающиеся на Ближнем Востоке процессы в чем-то похожи на рамки, требующие соблюдения неписаных правил, даже вопреки здравому смыслу. Примерно как малиновый пиджак, барсетка и килограммовая золотая цепь на шее нового русского в 90-е.

Даже с учетом стремления к возрождению Османской империи, у Анкары нет целей, требующих применения ЯО. Взорвать столицу противника ядерной бомбой не гарантирует достижения победы. Скорее наоборот, подобный шаг приведет к сплочению оппонентов, расширению масштаба жестокости войны и реакции мировых держав.

В то же время, даже при удачной краже чертежей и технологий у стран, ЯО имеющих, обретение собственного арсенала сопряжено с очень большими расходами. Плюс возникает множество точек уязвимости, что хорошо видно на примере ядерной программы Ирана. Сколько раз связанные с ней промышленные объекты взлетали на воздух, в том числе под ударами ВВС ЦАХАЛ? И это еще не говоря о такой мелочи как расходы на содержание. Ядерные устройства деградируют. Раз в 20–30 лет их требуется переоснащать.

В общем, расходов и головной боли много, а радости нет почти никакой. Потому турецкое руководство долгое время от этой идеи уклонялось. Во всяком случае, еще в сентябре 2019 Эрдоган публично заявлял об отсутствии у его страны стремления обзаводиться собственным ЯО.

Но когда «от прямого ответа» на запрос МАГАТЭ упрямо уклоняется Израиль, а Тегеран уже открыто говорит о планах получения «металлического плутония», что является формой, одинаково применимой как в ядерной энергетике, так и в оснащении ядерных боезарядов, деваться Эрдогану становится особенно некуда. Так что его слова на Центрально-Анатолийском экономическом форуме в Сивасе, о том, что собственное ядерное оружие Турция иметь все же должна – вряд ли могут вызывать удивление.

Известный аналитик Яков Кедми ситуацию описал предельно четко: «ядерное оружие, хотим мы этого или не хотим, хорошо это или плохо, становится одним из элементов вооружений 21-го века. К этому надо относиться именно так».

Вопрос лишь в сроках. По мнению Кедми, у стран Ближнего Востока свое ядерное оружие появится в перспективе 10–20 лет. Те же сроки, с незначительным разбросом, называет израильская разведка и западные спецслужбы.

В общем, это данность. Но еще это и серьезный рост рисков применения тактических ядерных боезарядов в реальности. Пойдут ли они на удары по России – очень вряд ли. А вот против друг друга – вопрос куда менее риторический.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх