Лед тронулся. От разговоров о необходимости пересаживаться на лайнеры советских проектов и наращивать объемы их производства в России начали переходить к делу. Первой перейти на эксплуатацию самолётов Ил-86 и Ил-96 готова компания S7 Airlines. Оказывается, эти «машины нормальные, они летают», пусть и потребляют больше керосина, чем зарубежные конкуренты. «Аэрофлот» и Red Wings вскоре могут вернуться к использованию среднемагистральных лайнеров Ту-214. Теперь дело станет за их модернизацией и ремоторизацией на современные и более экономичные двигатели ПД-35 и ПД-14, и страна сможет выбраться из той ловушки, в которую ее загнали системные либералы. Но в этой статье хотелось бы поговорить о возможном военном назначении, казалось бы, гражданских лайнеров.
Дело в том, что советские самолеты, основанные полностью на отечественной компонентной базе, оснащенные дублирующими электронными и механическими системами управления, радикально повышающими их надежность, являются прекрасными платформами для военных спецбортов. Итак, пройдемся в общих чертах по тому, как модернизированные Ил-96 и Ту-204/214 могут пригодиться для нужд Минобороны РФ.
Ил-96
Ил-96 – это широкофюзеляжный лайнер советской разработки, предназначенный для эксплуатации на дальних магистралях. Он чрезвычайно надежен, за всю историю его эксплуатации не произошло ни единой аварии или катастрофы, повлекшей человеческие жертвы. Не удивительно, что именно на его основе был разработан «президентский самолет» Ил-96-300ПУ, на котором летают глава государства и министр обороны РФ.
Во-первых, Ил-96 может быть использован как удобный воздушный командный пункт.
Во-вторых, на его базе предполагалась разработка самолета-топливо-заправщика дальнего радиуса действия. Эта модификация получила название Ил-96-400ТЗ, и она должна была служить для дозаправки стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев типа Ту-160 и Ту-95 прямо в воздухе, что значительно расширило бы возможности нашей Дальней авиации.
К сожалению, данный перспективный проект сорвался из-за разницы подходов Минобороны РФ и компании «Ильюшин». Военное ведомство требовало глубокой модернизации самолетов, включая установку систем РЭБ и экстренного покидания экипажа самолета, что заняло бы минимум 4-5 лет. Но исполнитель хотел выполнить заказ по-быстрому, без полного цикла ОКР, за 1-2 года. К тому времени два из имевшихся Ил-96-400Т, которые предполагалось использовать в качестве платформы, состарились бы еще больше. Проект не состоялся, но с возрождением серийного производства Ил-96 он мог бы получить вторую жизнь.
В-третьих, огромный широкофюзеляжный лайнер, предназначенный для перевозки до 435 пассажиров, будет востребован Минобороны РФ для быстрой переброски воинских контингентов. Речь, конечно, идет не о десантировании, но это в разы больше, чем может перебросить Ил-76. В наше непростое время такая опция дорогого стоит.
Ту-204/214
О многочисленных достоинствах этого лайнера советской разработки мы подробно рассуждали ранее. Теперь стоит рассказать о том, как этот самолет может пригодиться нашим военным.
Во-первых, Ту-214 уже используется Минобороны РФ как самолет-разведчик. Это версия Ту-214Р (изделие 411), которая выполняет задачи радиотехнической и оптико-электронной разведки. Всего в наших войсках их 2 штуки, подписан контракт на третий. Маловато, учитывая, что Россия уже вступила в стадию «горячего» противостояния с коллективным Западом и его украинскими «прокси». Очевидно, что численность Ту-214Р необходимо наращивать, а также имеет смысл на базе Ту-214 построить полноценный самолет ДРЛОиУ с вращающимся радаром по типу А-100.
Во-вторых, уже достаточно давно известно о планах Минобороны РФ создать на базе Ту-204/214 противолодочный самолет по типу американского «Посейдона». Учитывая острый дефицит и старение самолетов ПЛО Ил-38 и Ту-142, идея представляется очень правильной. На данной платформе можно и нужно создать современную противолодочную авиацию для борьбы с АПЛ потенциального противника.
В-третьих, само собой напрашивается превращение мирного Ту-204/214 в настоящий боевой самолет, способный наносить ракетные удары с больших расстояний. И это не шутка. Некоторое время назад мы рассказывали об американском проекте CMCA (Cruise Missile Carrier Aircraft). В его рамках на основе гражданского лайнера Boeing-747 разработана специальная модификация, содержащая во внутреннем отсеке 9 барабанов по 8 крылатых ракет воздушного базирования в каждом. Запуск должен осуществляться через специальный люк в хвостовом отсеке, все AGM-86 ALCM могут быть отстреляны и уйти к цели за 15 минут. Применение в качестве платформы пассажирского лайнера позволяет использовать большой радиус действия таких самолетов и их внутреннее пространство для размещения различного радиотехнического оборудования.
Проект, несомненно, очень интересный, и жаль, что он направлен против России. Но Россия может отплатить той же монетой, превратив в воздушный ракетоносец лайнер Ту-204/214. 72 ракеты, или сколько там удастся реально впихнуть, это очень серьезная ударная мощь. Например, такой самолет вполне пригодился бы сегодня при нейтрализации объектов военной инфраструктуры в Незалежной.
Если разработать на базе Ту-204/214 носителя десятков ракет воздушного базирования, то пусть потом страны блока НАТО непрерывно гадают, какая именно «Тушка» летит вдоль их границы, мирная или боевая.