На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Berg PRESS

566 подписчиков

Аналитик Фролов рассказал, какие ошибки привели Европу к дефициту газа и переходу на уголь

Аналитик Фролов рассказал, какие ошибки привели Европу к дефициту газа и переходу на уголь

Bloomberg выпустил статью об острой нехватке природного газа в Европе, из-за чего она наращивает использование угля. Это единственная возможность удовлетворить спрос на электроэнергию, который вернулся к допандемийному уровню. Аналитик Александр Фролов в интервью ПЭ рассказал...

Использование угля в Европе подскочило на 10-15% после того, как холодная зима привела к истощению газовых хранилищ, пишет Bloomberg. По мере восстановления экономики после локдаунов люди возвращаются в офисы, в связи с чем Германия, Нидерланды, Польша и ряд других стран переходят на уголь, чтобы обеспечить необходимый объем поставок электроэнергии.

Европа давно находится в авангарде борьбы за сокращение глобальных выбросов в атмосферу. Континент имеет крупнейший в мире углеродный рынок, который взимает дополнительную плату с коммунальных предприятий, производителей стали и цемента, загрязняющих окружающую среду. Наращивание использования угля — это неудача для Европы в преддверии переговоров по климату в Глазго в конце этого года.

В Bloomberg отмечают, что спрос на отопление в Европе рос в то время, когда грузы сжиженного природного газа (СПГ) в основном отправлялись в Азию. Россия тоже направила меньше газа через Украину перед завершения строительства "Северного потока — 2", которое ожидается к декабрю.

"Все это привело к тому, что европейские хранилища заполнены на 25% меньше среднего показателя за пять лет, а эталонный голландский газ в этом году вырос в цене более чем на 50%. Фьючерсы торгуются вблизи самого высокого уровня для июня с 2008 года", — пишет издание.

На этом фоне европейские политики продолжают утверждать, что уголь — ключевая причина выбросов парниковых газов. И заверяют, что его прекратят использовать к 2030–2035 годам, несмотря на рост потребления.

"ПолитЭксперт" обсудил ситуацию с заместителем гендиректора Института национальной энергетики Александром Фроловым. По его словам, Евросоюз совершает фундаментальные ошибки при перестраивании энергосистемы, не желая ориентироваться на рыночные тенденции и перенимать опыт более успешных стран, таких как Китай. При этом в своих ошибках ЕС нередко винит "Газпром".

Аналитик Фролов рассказал, какие ошибки привели Европу к дефициту газа и переходу на уголь

ПЭ: Как Европа оказалась в ситуации дефицита газа?

Начиная с нулевых годов Европа пытается выстраивать свою стратегию, исходя из предположения, что она формирует рынок покупателя. То есть ее рынок энергоносителей в целом и газа в частности настолько привлекателен, что по мере развития инфраструктуры, предназначенной для приема энергоносителей, в том числе СПГ, у ворот Европы будут выстраиваться очереди из поставщиков, которые начнут конкурировать за поставки газа. За счет этой конкуренции цена газа будет снижаться, и европейский потребитель окажется в сплошных плюсах — по их представлениям.

Некоторые коллеги в России искренне верят, что в Европе есть такая штука, как рынок покупателя. И многие в ЕС верят, что он там у них есть. Но в действительности его там нет по одной очень простой причине: в Европе очень низкие цены на газ. Тут можно, конечно, возразить, что у них многолетние рекорды бьются за последние месяцы. Да, это так. Но это рекорды европейского рынка, который уступает по привлекательности Азиатско-Тихоокеанскому региону. Один Китай в среднем потребляет больше СПГ, чем весь Евросоюз вместе взятый. А кроме Китая есть еще Япония и Южная Корея. Эти страны образуют большую тройку крупнейших потребителей СПГ на мировом рынке. При этом на Азиатско-Тихоокеанский регион сейчас приходится порядка трех четвертей всех поставок.

В 2019 году у европейцев второй раз за десятилетие сложилось ложное впечатление, что все хотят к ним поставлять СПГ. Действительно, в том году складывались специфические условия, из-за которых цены на газ были очень низкими. Они падали в том числе и в Европе. Цены в ЕС тогда приближались к тем, что были в Азии. Этого не было почти никогда за время наблюдений.

В 2020 год мы вошли в состоянии кризиса на мировых газовых рынках. Потом ситуация усугубилась, а со второй половины года началось восстановление. СПГ развернулся и снова уплыл в Азию. А в Европе ценовые индексы стали отставать от азиатских и в какой-то момент разница стала двукратной.

Аналитик Фролов рассказал, какие ошибки привели Европу к дефициту газа и переходу на уголь

ПЭ: Что в действительности случилось в 2021 году? Европа действительно оказалась не готова к холодам?

В Bloomberg упоминают заморозки, холодную зиму. Это, конечно, справедливо. Холода действительно бывают. Но такого эффекта это могло и не вызвать, если бы на газовом рынке был переизбыток предложения. А его не было. Потому что специфические условия 2019 и 2020 годов исчезли, и нормальная для последних десятилетий модель рынков восстановилась. Она, повторюсь, заключается, в том, что три четверти СПГ идет в Азию, потому что там за него платят больше. То есть европейский рынок давят азиатские цены.

Европейские потребители, может, и рады бы, чтобы цены опустились ниже 200 долларов, но такого предложения нет. "Газпром", выполняя свои контрактные обязательства, не перегревает рынок. И когда европейские эксперты пеняют на то, что "Газпром" не задействовал дополнительные мощности через Украину, нужно понимать, что, во-первых, у него есть контрактные обязательства, а, во-вторых, есть дополнительные заявки.

Вы можете законтрактовать, условно говоря, 10 млрд кубов газа, а если вдруг вам потребуется одиннадцатый миллиард, отправляете заявку в "Газпром". Когда у компании есть такая возможность, она этот газ поставит по отдельно прописанным в контракте условиям, которые отличаются от основной сделки. Но обеспечивать поставки сверх уговора "Газпром" не обязан. Тут есть такой момент: с 2021 года он должен прокачивать через украинскую газотранспортную систему примерно по 110 млн кубометров газа в сутки, что составляет 40 млрд кубов в год. Все, что выше этого, будет оплачиваться по дополнительному транзитному тарифу. Ожидать, что "Газпром" задействует украинское направление в большей степени, не стоит. Зачем? Чтобы перегреть европейский рынок? Зачем соглашаться на снижение цен и переплачивать за транзит? 

В последние месяцы стали чаще говорить о "Газпроме", что он должен был что-то там нагрузить. А как дела с СПГ? Вы же два года назад говорили, что он к вам пошел, стратегия работает. Вам говорили, что он в итоге пойдет обратно в Азию, но вы прикрывались разговорами про рынок покупателя. Теперь СПГ не идет, потому что у вас низкие цены, а вы хотите еще ниже. Но это рынок и конкуренция. В этой борьбе вы проигрываете азиатским площадкам.

Аналитик Фролов рассказал, какие ошибки привели Европу к дефициту газа и переходу на уголь

ПЭ: Так почему уголь? Разве Европа не развивала использование возобновляемых источников энергии?

Газовая история очень показательна. Еще в нулевые годы Евросоюз придерживался мнения, что наступает век газа, поэтому нужно строить больше газовых электростанций, чтобы успеть войти в него среди первых. Это, кстати, учит нас более критически относиться к прогнозам про водород и возобновляемую энергетику. Про них тоже много интересного говорят.

ЕС тогда построил 100-120 гигаватт мощности генерации. Это примерно половина от всей мощности российских электростанций. Долгое время они находились в резерве, уступая ветровым, солнечным и так далее, которые находятся в приоритете и не могут обеспечить стабильную выработку. Кроме того, эта зима выдалась маловетреной, поэтому генераторы стали выдавать на треть меньше энергии. Выработка на солнечных электростанциях в тот же период упала в два раза.

Несколько лет назад в Европе была принята программа, согласно которой страны ЕС должны закрыть все свои угольные электростанции. Срок отказа от них разнится для каждой страны, но в целом процесс считается необратимым. Уже три страны полностью отказались от угольной генерации — Швеция, Австрия и Бельгия. Стокгольм сделал это раньше срока, в 2020-м, и очень радовался, пока не пришли холода в 2021-м. И выяснилось страшное: ветряные и солнечные электростанции не очень помогают, потому что генерация там прерывистая и ее невозможно диспетчеризовать. В итоге Швеции стало не хватать тепла и электроэнергии, а граждан по телевизору начали просить не включать пылесосы.

В этом плане больше повезло Германии. Она до сих пор обладает крупнейшей в Европе установленной мощностью угольных электростанций. Их там в сумме порядка 44 гигаватт. Они делятся на те, которые используют каменный уголь и бурый. Но их количество с середины десятых годов снижается. Все их Германия обязалась закрыть только к 2038 году. Это связано с тем, что уголь добывается в самой стране. Поэтому закрываются, прежде всего те электростанции, которые используют импортируемый каменный уголь.

Этой зимой был дефицит газа, меньше ветра и солнца мало, поэтому Европе оставалось только нагружать уголь. При этом газовая генерация тоже росла, просто уголь добывается на территории самой Европы. Так зачем им закупать больше газа, если у них уже есть уголь?

Аналитик Фролов рассказал, какие ошибки привели Европу к дефициту газа и переходу на уголь

ПЭ: Выходит, журналисты Bloomberg верно говорят о том, что Европа вновь пересела на уголь?

Bloomberg правы, если брать показатели за определенный период. Потребление угля росло именно зимой. Затем уровень падал и возвращался к показателям 2020 года. Но, опять же, уголь — это "стыдное" топливо для Евросоюза. Когда в Bloomberg обращают внимание на ситуацию, они не до конца правы, потому что не учитывают весь спектр факторов, которые влияют на угольную генерацию.

Текущий год показал, что традиционные энергоносители необходимы Европе. Вы можете как угодно идти в самое зеленое будущее, но когда вас припирает — а это неизбежно, потому что "погодный кризис" не избежать — придется адаптироваться. Свою энергосистему нужно строить исходя не из идеального сценария, а исходя из того, что резкие похолодания неизбежны.

ПЭ: Какие в таком случае перспективы у европейского "зеленого пути"? К чему приведут такие ошибки на начальных этапах?

Евросоюз пытается найти ответ на этот вызов в развитии водородной энергетики. Он видит в ней решение вопроса недиспетчеризуемости возобновляемой генерации: избыток энергии будет сбрасываться в электролизеры и из воды будет производиться водород. Фактически водород воспринимается как некая батарейка, пристегнутая к ВИЭ, потому что промышленные аккумуляторы, о которых шла речь последние годы, сильно удорожают систему работы.

Евросоюз демонстрирует нам плохой вариант развития энергосистемы. Она становится все более уязвимой, делает крен в сторону одного направления энергоносителей. Так же они занимаются развитием крупных линий электропередач, чтобы при возникновении дефицита в одном регионе задействовать резервы других. Частично это может решить возникающие проблемы. Другое дело, если у всех нет угля и есть только ветер и солнце. Не думаю, что погодные условия в Норвегии будут кардинально отличаться от испанских и это позволит победить энергодефицит.

Аналитик Фролов рассказал, какие ошибки привели Европу к дефициту газа и переходу на уголь

Отказ от угля в Европе продолжится, "стыдный" 2021 год они попытаются забыть. Но понятно, что промышленность, особенно немецкая, будет давить на другие правительства и требовать наличия резервов традиционной генерации.

Если энергодефицит будет возникать, то у них будет "Северный поток — 2" и украинское направление. Если им нужен будет газ, то мы его им поставим в нужных количествах. При текущих, раз уж Европа отказывается от угля, ей стоило бы сохранить газовую генерацию. К ее счастью, в нулевые годы было создано достаточно новых высокопроизводительных газовых электростанций, которые сейчас чаще всего стоят недозагруженными.

В условиях сокращения потребления угля и атомных электростанций газовая генерация остается единственной возможностью обеспечить непрерывные поставки электричества. Но я боюсь, что в полной мере уроки 2017 и 2021 годов они не усвоят.

ПЭ: У кого Европе стоило бы поучиться?

У нас есть другая сторона глобуса, где располагается Китай. Вот он — хороший пример развития энергосистемы. КНР — абсолютный лидер по вводу мощностей на возобновляемых источниках. Кроме того, в течение "десятых" он забрал на себя все европейское производство фотовольтаики. Только ветер не смог забрать, потому что лопасти оттуда в Европу долго и дорого вести, а то и это оборудование перестали бы в Европе производить.

Одновременно с этим Китай проводит мощнейшую модернизацию угольной генерации. Они не только продолжают строить новые электростанции, но и снижают удельный расход топлива на производство энергии, а еще повышают технические характеристики большей части уже имеющихся. Это передовая техника, такой нет ни у Европы, ни у США, ни у России.

Читать также:

Аналитик Фролов: налоговые льготы помогут развить в России перспективные ГЭС

Митрахович рассказал, на какие сферы Россия сделает ставку в связи с отказом от нефти

В Сибири приступили к строительству атомного энергоблока нового поколения

Хотите больше новостей по теме? Кликайте и подписывайтесь на наше издание в -->

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх