Можно ли переделать оружие, созданное для борьбы с воздушными целями, в эффективное противотанковое средство? Разумеется, можно, и примером тому могут стать немецкие 88-мм и 128-мм пушки, использовавшиеся германской армией в годы Второй мировой войны для борьбы с бронетехникой. Но это ствольная артиллерия, а что же с ракетами? Ответить на этот вопрос смогли специалисты из американской фирмы «Форд Аэроспейс».
Advanced Antitank Weapon System
В середине 80-х годов прошлого столетия в США набирала обороты масштабная конкурсная программа Advanced Antitank Weapon System (AAWS), в рамках которой велись работы по созданию нового противотанкового вооружения для морской пехоты и сухопутных частей. В качестве исполнителей подали заявку на участие многие крупнейшие представители аэрокосмической, ракетной, электронной и металлургической промышленности страны. Фирма, чей проект побеждал в отборе, получала солидный куш в виде крупного государственного заказа.
Чтобы исключить бюрократические проволочки и возможные трудности с финансированием, AAWS разделялась на две независимых друг от друга подпрограммы. Первая предусматривала разработку тяжёлых носимых, самоходных и авиационных ракетных систем, а вторая – лёгких пехотных комплексов, детищем которой впоследствии и стал «Топкик».
Общие требования к лёгкому ПТРК не особо выделялись какой-то исключительностью и в целом были стандартными:
– эффективное уничтожение современных советских танков с динамической защитой на дистанциях от нескольких десятков метров до двух-трёх километров;
– возможность ведения огня из небольших помещений;
– минимальное время нахождения стрелка на позиции после выстрела, дабы исключить его попадание под ответный удар противника;
– по возможности максимальное исключение влияния человеческого фактора (ошибок наведения) на точность стрельбы;
– упаковывание всего этого в комплекс с небольшим весом и габаритами и расчётом из одного-двух человек.
В соответствии с выдвинутыми условиями, компании, принявшие участие в тендере, продемонстрировали несколько проектов.
«Тексас Инструментс» и «Рейтеон» со своими подрядчиками показали в целом схожие системы под названиями TI-AAWS-M и «Страйкер». Их ракеты оснащались инфракрасными головками самонаведения и имели два варианта траектории полёта: горизонтальную и «горкой» с атакой в самое слабозащищённое место танка – крышу. Обилие применяемой электроники в этих изделиях сводили к минимуму действия операторов по подготовке к выстрелу: достаточно было захватить цель в прицеле и произвести пуск, после чего сразу уходить в укрытие или продолжать обстрел других объектов.
«Хьюз Эйркрафт» пошли иным путём и выставили на конкурс ПТРК «ФОГ-М» с ручным управлением по проводам. Его особенностью была телевизионная камера, встроенная в ракету, что позволяло значительно увеличить дальность ведения огня и повысить его точность.
А вот в «Форд Аэроспейс» имели иное видение на сложившуюся ситуацию и вывалили на стол... зенитный ракетный комплекс, переделанный под противотанковые нужды.
От «Альтернативы Стингеру» до противотанковой ракеты
История появления «Топкик» уходит своими корнями в середину 70-х годов, когда в армии США остро стоял вопрос о замене существующих переносных зенитных ракетных комплексов «Редай» на более совершенные экземпляры. В приоритете был уже проходивший все необходимые испытания «Стингер», но руководство «Форд Аэроспейс» сумело договориться с правительством и военными о разработке собственной ракетной системы, которая, если и не станет основой ПВО низового уровня, то хотя бы дополнит её. Даже название говорило само за себя – «Альтернатива Стингеру».
Главным отличием задумки инженеров «Форда» было ручное наведение зенитной ракеты по лазерному лучу, то есть стрелку в буквальном смысле нужно было удерживать прицельную марку на движущейся в небе цели, тем самым подсвечивая её. У этого способа, как ни странно, не было ни выдающихся достоинств, ни совсем уж откровенных недостатков: тепловые головки самонаведения на тот момент ещё не могли похвастаться стабильным захватом обстреливаемых объектов, а вот прицел и лазерная система «Альтернативы» обладали хорошими стабилизаторами, так что никакое случайное движение не могло сорвать процесс.
ПТРК «Альтернатива Стингеру»
Конструктивно «Альтернатива Стингера» была оформлена в виде стыкующихся друг с другом одноразовой пусковой трубы, служившей унитарным выстрелом, и блока управления. В состав ракеты входил рулевой модуль с вычислительной системой, твердотопливный двигатель и осколочная боеголовка с неконтактным взрывателем. Блок управления состоял из электронных элементов, оптического прицела и двух сопряжённых с ним лазерных излучателей, съёмного аккумулятора и системы стабилизации. После нажатия на спуск ракета вылетала из пусковой трубы под действием выталкивающего двигателя и, переключившись на маршевый, мчалась к цели на скорости около 600 метров в секунду, ориентируясь по лазерному лучу. Таким образом можно было эффективно бороться с вертолётами и дозвуковыми самолётами на высоте 2-3 километров.
Зенитная ракета комплекса от компании «Форд»
К 1975 году ПЗРК прошёл некоторые испытания, но надеждам не суждено было сбыться. Военные в конечном счёте отказались от разработки «Форда», поэтому о проекте на некоторое время забыли.
В начале 80-х об «Альтернативе Стингера» снова вспомнили. В США тогда проходила очередная кампания по разработке ракетного оружия, поэтому фирма «Форд Аэроспейс» реанимировала своё детище и провела довольно глубокую его модернизацию. В первую очередь изменения коснулись электронной составляющей: были внедрены новые приборы ночного видения, улучшенные лазерные излучатели и вычислительные системы. Также ракета получила увеличенную боевую часть с кумулятивно-осколочным зарядом – подсвечивать можно не только воздушную цель, но и танк, поэтому возможность борьбы с наземной техникой не исключалась. Обновлённый комплекс получил новое название «Сейбр» (SABER) и предлагался к выпуску в переносном и самоходном вариантах. Но и здесь его ждала неудача – заказчики так и не нашлись.
Компоненты модернизированной ракеты «Сейбр»
«Топкик»
В 1986 году начался отборочный тур той самой программы Advanced Antitank Weapon System. Приз для победителя был весьма значительным: заказ на 7 тысяч пусковых установок и около 70 тысяч ракет, а затем, как обычно это бывает, контракты на обслуживание, модернизацию и пополнение боезапаса. Кроме того, часть затрат на разработку и испытания систем брало на себя государство. Руководство «Форд Аэроспейс» не стало отказываться от такого шанса и заявило на конкурс свой «Сейбр», который пришлось довести до нужной в противотанковой обороне кондиции и переименовать в «Топкик».
Первые изменения коснулись внешнего вида. Исходя из требований военных, ПТРК должен был обладать высокими эргономическими характеристиками, поэтому пусковую трубу заменили на облегченную из композитных материалов. Прицел с дневным и ночным каналом, совмещённый с лазерным излучателем, переместили в верхнюю часть блока управления, оставив оператору окуляр с левой стороны. Также бывший зенитный комплекс избавился от всех дополнительных внешних источников питания.
Что касается упомянутого выше излучателя, то его основу тоже решили сменить: для стрельбы по наземной технике мощная дальнобойная подсветка, пробивающая облака, не нужна и даже вредит из-за повышенного разряда аккумуляторов. В итоге «Форд Аэроспейс» обратилась к своим конкурентам «Хьюз Эйркрафт», которые смогли поставить им облегченные лазеры.
ПТРК «Топкик»
Пожалуй, главным изменением в «Топкик» стал новый боекомплект. Имевшиеся ранее кумулятивно-осколочные боеприпасы, в принципе, позволяли бороться с танками не первой свежести и без динамической защиты, но соответствовать новым стандартам уже не могли. Пришедшие им на замену новые управляемые реактивные снаряды оснащались перпендикулярно расположенным поворотным тандемным кумулятивным зарядом с пробиваемостью 700–750 мм за динамической защитой и неконтактным радиолокационным взрывателем. Атака производилась уже по традиционному сценарию – в крышу.
Принцип действия неконтактного радиолокационного взрывателя
Работа комплекса, сменившего воздушные цели на наземные, выглядела следующим образом. Стрелку требовалось состыковать блок управления с одноразовой трубой-выстрелом и, удерживая прицел на танке противника, нажать на спуск. Всё так же ориентируясь по лазерному лучу, которым подсвечивалась цель, ракета устремлялась вперёд, проходя весь путь над линией визирования. Неконтактный взрыватель срабатывал в два этапа. Сначала, когда ракета только начинала пролетать над танком, бортовой системой ракеты подавался сигнал на разворот кумулятивного заряда вниз. Затем, находясь над геометрическим центром машины, датчик подрывал заряд.
ПТРК «Топкик» соответствовал почти всем пожеланиям военных:
– эффективно боролся с любыми современными танками с динамической защитой на дальности более 2 км;
– работал по принципу: «вскинул на плечо, навёл и выстрелил», что вкупе со сверхзвуковой скоростью ракеты зачастую позволяло поразить танк за меньшее количество времени, чем занимал один только захват цели у комплексов с головкой самонаведения;
– обеспечивал возможность стрельбы из небольших помещений за счёт выталкивающего малодымного двигателя, доставшегося ему в наследство ещё от «Альтернативы Стингера»;
– по массе укладывался в пределах 20 килограмм, поэтому мог использоваться одним человеком;
– не был восприимчив к большинству помех в виде различного рода маскирующих аэрозолей и тепловых ловушек;
– был гораздо дешевле конкурентов.
Укороченный вариант «Топкик» для стрельбы из положения лёжа
Были, конечно, и некоторые минусы, среди которых: меньшая, чем у самонаводящихся ракет, вероятность поражения техники с первого выстрела, необходимость вести ракету до её попадания в цель или промаха, и неконтактный взрыватель, который всё же не обладал достаточной надёжностью. Эти факторы во многом предопределили результат сравнительных испытаний ПТРК в 1988 году. В них «Топкик» занял место твёрдого середнячка, уступив безусловному лидеру – проекту TI-AAWS-M.
Справедливости ради в конкурсе победили жадность и консервативность: военные всё-таки выбрали путь наименьшего сопротивления и решили модернизировать уже стоящий на вооружении «Дракон». Что же касается «Тексас Инструментс», которым принадлежал TI-AAWS-M, то им пришлось преодолеть долгий путь, полный бюрократических и финансовых приключений, чтобы довести свою разработку до серийного производства и поставить её на вооружение армии США под названием «Джавелин».