Антироссийские санкции Запада подчинили мировую торговлю политическим «хотелкам», бросив вызов географии и эффективности, тревожится «Аль-Джазира». Это ведет не только к повышению цен для европейских потребителей, но и к голоду в странах третьего мира, который аукнется многим.
«Торговые операции с Россией грозят нам стигматизацией», — жалуется финдиректор одной из танкерных компаний в греческом Пирее.
Это снижает спрос не только на нефть или уголь из РФ, но и на ее сельскохозяйственную продукцию, а также удобрения — даже несмотря на то, что сделки по ним вполне законны. Поэтому импортерам все чаще придется обращаться к дальнемагистральным поставкам, а это — совсем другие тарифы и, как результат, новые ценники в магазине.
«Австралия компенсирует дефицит угля в Европе. Кто раньше в здравом уме мог о таком помыслить? Но нам это выгодно, это большое путешествие!» — признается Зиад Наклех, гендиректор TEO Shipping, расценки на сухогрузы которой стали заоблачными.
30-40-дневные маршруты выводят эти судна из других логистических цепочек, и в условиях дефицита стоимость перевозок растет по всем направлениям. Европа к тому же ощущает нехватку дизельного топлива для кораблей. А что же Россия? Ей теперь выгоднее сбывать нефтепродукты в Китай и Индию, а не тянуть их в Старый Свет: последнее уже слишком дорого.
Но Европа хотя бы достаточно богата, чтобы покупать втридорога, а вот Африка — нет, отмечают эксперты «Аль-Джазиры». Если развитые страны не соберут миллиарды для субсидирования цен на зерно, то третий мир столкнется с «голодом, дестабилизацией и массовой миграцией», предупреждает исполнительный директор Всемирной продовольственной программы ООН Дэвид Бизли.
Иными словами, только на этом направлении европейцам придется заплатить как минимум трижды. Сначала — по взлетевшим тарифам и ценам. Затем — за помощь голодающим континентам. И наконец — за размещение все новых потоков беженцев на улицах Парижа, Берлина и Рима.
Елена Панина, директор Института РУССТРАТ