Наиболее быстро отрасль ВИЭ развивается в странах Европейского союза, на Западе и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. О настоящем и будущем российской зеленой энергетики рассказывает ФБА «Экономика сегодня».
Возобновляемая энергетика, по статистическим данным на 2021 год, обеспечивает более 20% мирового производства электроэнергии.
При этом выработка электроэнергии на основе ВИЭ, без учета гидроэнергетики, выросла более чем в десять раз с 2000 года. В мире на первом месте стоит ветровая и солнечная энергия.Но к 2026 году мировая мощность возобновляемых источников электроэнергии, прогнозирует Международное энергетическое агентство (МЭА), вырастет на 60% в сравнении с показателями 2020 года, достигнув уровня 4800 ГВт, – это эквивалентно общей мощности от ископаемого топлива и ядерной энергии.
Запад, Азия и Европа активно «зеленеют»
Ожидается, что 95% увеличения мировой мощности в ближайшие пять лет придутся на зеленую энергию, половину из которой обеспечат солнечные системы. В текущем году МЭА ожидает замедления ввода объектов ветрогенерации и рекордного роста рынка солнечных фотоэлектрических установок с ежегодным приростом до 160 ГВт к концу 2022 года.
Объем ввода новых объектов гидрогенерации при этом превысит показатель 2020 года, поднявшись с 20 ГВт до 30–35 ГВт до конца текущего года. Для остальных видов ВИЭ-генерации ежегодный прирост мощности останется в пределах 10 ГВт.
Европейский опыт показывает, что Германия к 2030–2035 годам, пояснила старший научный сотрудник Центра экономического моделирования энергетики и экологии РАНХиГС Татьяна Ланьшина, переведет 55–60% электроэнергетики на ВИЭ, а Португалия обеспечит внутренние потребности в электроэнергии на 80%. Полностью перевести электроэнергетику на ВИЭ планируют Испания и Дания, но лишь к 2050 году.
Глобальные планы стран объясняются стремительным удешевлением за последние десять лет, ростом экологической грамотности населения, а также формированием запроса гражданского общества на благоприятную окружающую среду с минимально возможным негативным антропогенным эффектом. Для каждой страны ВИЭ имеют климатическую, географическую, метеорологическую, геологическую и социологическую особенности.
Простым примером можно назвать Исландию, где все очень хорошо с развитием ВИЭ, отметил в беседе с ФБА «Экономика сегодня» президент фонда поддержки исторических исследований «Основание» Алексей Анпилогов.
«Связано это с тем, что Рейкьявик, где живет большая часть исландцев, стоит на геотермальном месторождении. Поэтому отопление столицы этой страны почти бесплатное. К тому же разные ВИЭ эффективны по-разному. В каком-то регионе актуальна солнечная энергетика, в другом – ветроэнергетика», – сказал он.
Лидирующие позиции по производству, вводу мощностей ВИЭ и инвестированию в новые энергетические технологии на протяжении последних трех лет занимают Китай, Соединенные Штаты Америки, Бразилия, Индия и Германия. Россия в международном рейтинге по данному показателю в 2019 году занимала в 59 место, но с 2020 года стремится подняться, следуя мировому тренду. В этом можно убедиться, ознакомившись с интерактивной картой возобновляемых источников энергии в российских регионах, которую в феврале 2022 года запустил Гринпис.
ВИЭ-планы российский отрасли
Намерения России на фоне амбициозных международных планов выглядят скромно, отмечает эксперт Татьяна Ланьшина. Согласно действующей Генсхеме размещения объектов электроэнергетики, до 2035 года планируется построить 11,6 ГВт электростанций на ВИЭ. Это меньше 5% всей установленной мощности электростанций в стране.
Тем не менее энергетическая стратегия России, рассчитанная на период с 2022 по 2035 год, предполагает переход к энергетике нового поколения с опорой на новые технологии, высокоэффективное использование традиционных энергоресурсов, новых углеводородных и других источников энергии с 2022 года.
Достижение таких результатов возможно лишь в двух сценариях. Например, в консервативном «наращивание производства энергоресурсов с 2030 года практически прекратится, и развитие ТЭК пойдет в основном по пути качественного совершенствования и повышения эффективности». В оптимистическом сценарии Минэнерго РФ ускоренное развитие получат инновационные проекты на полуострове Ямал, региональные энергетические системы и энергоемкие производства в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
Приоритеты в этом случае сместятся от добычи и магистрального транспорта топлива к глубокой переработке с использованием новых технологий. Изменения помогут обеспечить «выход продукции высоких уровней переделов на мировые рынки, а также дополнительный спрос на продукцию и услуги таких секторов, как строительство, транспорт, промышленная и социальная инфраструктура».
Власти сделают акцент на столь актуальные в мире возобновляемые источники энергии. Это направление в России развивается с 2009 года, но видимые результаты появились после 2013 года, когда появились законодательная база и механизмы привлечения инвестиций в создание новых установок.
Государство до сих пор успешно реализует программу стимулирования развития ВИЭ-генерации в ЕЭС России за счет гарантированной в течение определенного времени оплаты мощности по договору о предоставлении мощности (ДПМ) на оптовый рынок, заключенному с владельцем электростанции.
Наиболее стабильной считается гидроэнергетика. Со времен распада СССР в стране появились микро- и малые гидростанции с оборудованием единичной мощностью от 5 кВт до 1 МВт. Российская отрасль имеет свои особенности, которые нужно учитывать и использовать для развития ВИЭ, рассказывает Алексей Анпилогов.
«Исторически это был первый вариант российской возобновляемой энергетики, до сих превосходящий эффективность солнечных и ветровых установок. Сейчас о гидропотенциале РФ забывают, увлекаясь новомодными течениями ветряной и солнечной генерации. Но в нашей стране еще не все территории освоены – имеет смысл ставить малые ГЭС на небольших реках. Огромный гидропотенциал существует в малонаселенной азиатской части страны», – добавил эксперт.
Европа же попросту не может похвастаться «зеленым» освоением водных источников из-за особенностей региона, где нет рек, на которых можно построить плотины и гидроэлектростанции.
Кроме того, отечественные предприятия выпускают фотоэлектрические элементы на основе кремния, модули и батареи с высоким КПД преобразования, высокоэффективные гетероструктурные солнечные элементы и энергоустановки с концентраторами солнечного излучения, биогазовые установки для индивидуальных и фермерских хозяйств, обеспечивающих местные потребности в тепловой и электрической энергии, ветроэлектрические станции мощностью от сотен ватт до десятков кВт.
Не обходится и без сложностей в производстве ветроэнергетических установок большой и средней мощности. Кроме того, в региональных энергетических балансах отмечается низкая доля использования местных видов топлива, в частности торфа, отходов лесной промышленности и сельского хозяйства, а также твердых бытовых отходов.
Однако основной проблемой в отечественной энергетике остается низкая экономическая конкурентоспособность ВИЭ по отношению к централизованной системе электроснабжения. Ведь возобновляемые источники еще не используются в изолированных и удаленных районах страны и не являются такими же надежными, как традиционная энергетика.
Для достижения стабильности и максимального распространения ВИЭ в регионах следует развивать собственную научно-техническую базу, осваивать передовые технологии, наращивать производство основного генерирующего и вспомогательного оборудования.
Инструменты для достижения «зеленых» целей РФ
Быстро меняющаяся реальность и экологическая повестка вынуждают Россию следовать общемировому тренду и переключаться на развитие отрасли ВИЭ в ближайшее десятилетие.
Сложности вызывает приверженность инвесторов к проектам в уже зарекомендовавшей себя традиционной энергетике. К тому же, потребители предпочитают стабильность и низкую стоимость, чего в ВИЭ в настоящее время нет. Повысить доступность возобновляемой энергии в России помогут обновленные механизмы стимулирования производства электроэнергии генерирующими объектами на основе ВИЭ и поддержки использования ВИЭ в субъектах Федерации.
Прежде всего следует обеспечить привлекательные условия для повышения интереса инвесторов к российским ВИЭ. Реализации действующих ДПМ ВИЭ недостаточно для ускоренного развития сектора, будет принято решение о необходимости применения дальнейших механизмов поддержки ВИЭ.
Предполагается, что положительным изменениям в секторе поспособствуют также урегулирование подключения установок ВИЭ к сетям общего пользования, субсидирование процентных ставок по кредитам на производство энергии на основе ВИЭ, интенсификация международного сотрудничества в области передачи технологий и обмена опытом, а также создание системы контроля и статистической отчетности о выполнении целевых показателей по вводу мощности и производству возобновляемой энергии.
Так, российские предприятия к 2035 году способны повысить уровень выработки электростанций на основе ВИЭ более чем в 20 раз по сравнению с показателями 2015 года в 2,3 млрд кВт⋅ч.
«В процессе развития этой отрасли властям следует вспомнить о геотермальном потенциале Камчатского края России, а также о проекте приливной электростанции в Пенжинской губе в северо-восточной части залива Шелихова Охотского моря. Там можно использовать приливную энергию для питания химического завода по производству водорода. Он используется во многих концепциях перехода к безуглеродной энергетике. Например, в Евросоюзе водородная программа, в которую также может встроиться Россия с той же приливной станцией в Пенжинской губе», – констатировал эксперт Алексей Анпилогов.
Обеспечить эффективный переход на ВИЭ отечественного производства к 2035 году российской отрасли помогут технологии прогнозирования выработки электроэнергии объектами ВИЭ и снижения ее стоимости, а также технологии управления спросом на электрическую энергию.
Следует внедрить «умные» приборы учета, децентрализованные торговые платформы, которые предлагают надежные, безопасные и отслеживаемые транзакции для локализованных производителей и покупателей энергии. Все это важно учитывать, поскольку тенденции на активное инновационное развитие и повсеместное внедрение возобновляемых источников энергии станут основой преобразований глобального энергетического сектора в перспективе до 2050 года.