На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Berg PRESS

562 подписчика

Декан филфака РУДН: если бы Никол Пашинян учился у нас, мы бы никогда его не отчислили

Массовые протесты в Армении с требованием отставки премьера Никола Пашиняна длятся уже больше недели. В России мало кто знает, но Пашинян сумел прийти к власти, не имея высшего образования. Его отчислили из-за конфликта. Декан филологического факультета РУДН Виктор Барабаш заверил: в их вузе такого бы не случилось.

Интервью с педагогом об особом подходе к студентам и трудностях, с которыми пришлось столкнуться образовательной системе из-за санкций, подготовила колумнистка «ПолитЭксперта», спецкор армянской газеты «АЗГ» Гоар Ботоян.

Неповторимый вуз

За более чем 60 лет существования Университета дружбы народов обучение в нем прошли тысячи армянских студентов. Примечательно, но во время нескольких войн в Нагорном Карабахе между армянскими и азербайджанскими учащимися вуза почти не было столкновений. Не было их и между арабскими, израильскими, индийскими и пакистанскими студентами в годы национальных конфликтов. Как объяснил Виктор Барабаш, декан филологического факультета, доктор филологических наук, профессор, член московского союза журналистов, международной федерации журналистов, почетный профессор Хэнаньского университета КНР, в РУДН выстроена особая система воспитания уважительного отношения к этнической принадлежности каждого студента, ведутся индивидуально-познавательные беседы. Неспроста это университет ДРУЖБЫ народов.

«Это одно из самых больших достижений нашего университета. В этом его своеобразие, уникальность, неповторимость», — сказал Барабаш.

РУДН готовит кадры для Азии, Африки, Латинской Америки и ряда других стран, давно практикует студенческий обмен с учебными заведениями по всему миру. Сегодня здесь обучаются около 30 тысяч студентов из разных стран мира. Система образования каждый год совершенствуется, добавляются новые специализации, интерес абитуриентов к вузу растет, отмечает декан.

Самое популярное направление на филфаке — журналистика. За ней следуют лингвистика, связи с общественностью и психология. Кроме них на факультете есть отделения рекламы и филологии. При поступлении всегда есть конкурс, а бесплатные бюджетные места достаются, как правило, победителям олимпиад.

Помимо стажировок в редакциях известных российских газет и телеканалов на факультете есть собственная телерадиостудия, где студенты получают навыки работы в кадре, готовят репортажи, работают в прямом эфире. Выпускники филфака успешно работают в образовательных и культурных центрах своих стран.

В жизни человека очень важен правильный выбор профессии. Бывают случаи, когда юноши и девушки идут учиться в вуз по желанию родителей, а потом жалеют об этом. Человек должен быть достаточно зрелым, чтобы учиться в вузе, убежден Виктор Барабаш. В пример он привел собственную историю.

«В первый год после окончания школы меня не приняли в МГУ — не добрал баллов. Я работал на стройке, вечером учился на подготовительных курсах Института стран Азии и Африки МГУ. Потом меня призвали в армию. И только после года службы я понял, что уже достаточно повзрослел, чтобы стать студентом столичного университета. Работа на стройке, быт в рабочем общежитии, служба в армии были для меня настоящей школой жизни, позволившей сделать правильный выбор на всю оставшуюся жизнь. Понимание того, что у каждого свой период взросления, помогает мне сейчас понимать психологию студентов и принимать правильные решения при разборе их жизненных ситуаций», — рассказал собеседник издания.

Испытания для образовательной сферы

В последние годы образовательная система России, да и всего мира столкнулась с «коронавирусной катастрофой», как называет ее Барабаш. Многие планы РУДН тоже были нарушены. До пандемии в вузе была отлажена система студенческой мобильности (например, студенты, изучающие китайский и японский языки, ездили в Китай и Японию), но уже три года эти маршруты для студентов заморожены. Хотя учебный процесс не прекращался. Организованы дистанционные занятия и даже онлайн-выпуски. Экзамены проходят по графику.

Сам Виктор Барабаш за классическое обучение — он считает, что живое общение очень важно, «чтобы ученик и учитель посмотрели друг другу в глаза, зажгли божественную искру взаимопонимания и познания».

«Сейчас, когда начинают снимать барьеры, я вижу, как студенты и преподаватели соскучились. Но мы столкнулись с новым испытанием. Наша страна переживает непростые времена. Западный мир словно бросил перчатку России, накладывая на наше государство все новые и новые санкции», — с сожалением сказал педагог.

Санкции отразились и на сфере образования: возникли логистические трудности для студентов, которые не могут вернуться с каникул на учебу; остановилась программа обмена; остаются вопросы с новым набором.

«Мы видели много трудностей — развал СССР, 90-е и т.д. И это пройдет. Я не считаю эти санкции разумными. Гуманитарные сферы не должны страдать из-за политики. У нас сегодня на факультете студенты из 87 стран. С теми, кто пока не может приехать, мы продолжаем учебный процесс удаленно. Если у ребят нет возможности снять деньги с банковских счетов, мы дали возможность провести оплату за обучение позже», — рассказал декан.

Абитуриенты, которые не смогут приехать из своих стран, будут поступать и учиться онлайн. За два года пандемии вуз накопил приличный методический опыт дистанционной работы. Уже появился и так называемый цифровой подготовительный факультет, создаются цифровые программы в бакалавриате и магистратуре.

Агентство «Москва» / Игорь Иванко

Личный контакт прежде всего

Виктор Барабаш всегда старается давать студентам дельные советы, даже в том, как содержательно провести свободное время. Сам он играет на гитаре, поет, пишет и читает стихи, любит путешествовать. В прошлом году, например, побывал на Кавказе — в Осетии и Дагестане — на Камчатке и Алтае. Помимо путешествий, он любит рыбалку и охоту, поход по грибы, классическую музыку и занятия спортом. Будучи мужчиной за 60, признается, что чувствует себя на 30-35 лет, потому что на беговых лыжах пока выдает те же скорости, что и в молодом возрасте.

Декан подчеркивает, что личность студента и человеческий фактор для него важнее академических достижений, и просит написать эту фразу заглавными буквами:

«Я ДОЛЖЕН ЛИЧНО выслушать и поговорить со студентом, если у него возникли проблемы (даже при том, что на факультете их сейчас почти четыре тысячи). Помню трагическое событие, которое случилось в самом начале моей педагогической работы в качестве молодого ассистента кафедры и ставшее для меня знаком-руководством. Один из наших студентов покончил жизнь самоубийством и оставил записку, в которой написал, что не винит никого в своей смерти. Просто у него накопилось очень много проблем, поделиться и посоветоваться было не с кем, а к своему замдекана он попасть на разговор не сумел. Я всегда рассказываю эту историю нашим молодым преподавателям, прошу их быть внимательными ко всем студентам, быть человечными, находить подход ко всем».

Несколько месяцев назад в вузе произошла еще одна показательная история: один из студентов, будущий журналист, выразил недовольство из-за коронавирусных ограничений на онлайн-встрече с ректором вуза, пожаловался на работу филфака. Декану и его заместителю был объявлено взыскание. Претензия студента, как выяснилось, была необоснованной. Казалось, его должны были наказать. Но вместо этого декан встретился и побеседовал с молодым человеком, снял с его души груз за несправедливый поступок. Сегодня это один из лучших студентов факультета.

«Я считаю, что месть — это очень мелкое, низкое чувство, недостойное человека. А месть старшего по отношению к младшему — мерзкое деяние вдвойне. Я знаю по своему жизненному опыту, что юноши в этом возрасте зачастую бывают максималистами. Многим в силу возраста еще не дано, вспоминая Тютчева, предугадать, как наше слово отзовется. Они борются, они непокорны и упрямы, считают, что поступают справедливо, не задумываясь, как это отразится на других. Старшие должны проявлять терпение и понимание, давать по возможности полезные советы», — убежден Барабаш.

Узнав о судьбе премьер-министра Армении Никола Пашиняна, который, будучи студентом-отличником отделения журналистики Ереванского госуниверситета, буквально за несколько дней до выпускных экзаменов был отчислен из-за разногласий с руководством, Виктор Барабаш очень удивился.

«Могу однозначно сказать, что, если бы Никол Пашинян учился у нас, мы бы никогда не исключили его из университета», — заверил он.

Собеседник издания передал привет народу Армении и пожелал всем терпения, выразив уверенность, что, с какими бы трудностями ни приходилось сталкиваться, в конечном итоге все будет хорошо.

Читайте также:

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх