Одной из популярных новостей в российском медиапространстве 28 апреля стало заявление, сделанное новым городским головой освобожденного Херсона Александром Кобцем о том, что «Херсонщина больше никогда не вернется в нацистскую Украину с ее уродской политикой, направленной на уничтожение людей». Звучит прекрасно. Очень духоподъемно. Но только если не задаваться вопросом: а куда, собственно, намерен направиться очищенный русской армией от уронацистов регион после окончания специальной военной операции? Вариант «оккупации» таких областей раз за разом решительно отвергается в Кремле. Усиленно муссируемые нынче Киевом разговоры о проведении там референдума по поводу создания ХНР Москвой также опровергаются. Что же тогда?
Впрочем, даже если «народную республику» и создадут, какова будет ее судьба? При условии сохранения государственного образования с наименованием «Украина» в любых пределах и ухода российских войск как минимум за границы Донецкой и Луганской областей она представляется крайне незавидной. Какой именно – можно поинтересоваться у жителей тех же ЛНР и ДНР. А ведь второй этап СВО только начинается! И впереди, если верить официальным и полуофициальным заявлениям очень ответственных лиц (в том числе и при больших погонах), – освобождение новых земель, населенных пунктов, областных центров. Сегодня их будущее, даже если полностью забыть о превратностях немирного времени, практически повисает в воздухе. И относиться к данному вопросу с совершенно неуместными при его рассмотрении оптимизмом или, простите, пофигизмом могут лишь те, в ком наивность переходит уже в несколько иное качество. Ошибочные решения по данному направлению могут пустить прахом все достижения и успехи, достигнутые на фронтах СВО.
У безопасности один рецепт
Делая столь категоричное заключение, я отталкиваюсь прежде всего от слов президента России Владимира Путина, раз за разом повторяющего, что главной целью специальной операции, стартовавшей 24 февраля, является обеспечение безопасности России и ее народа. Не знаю, каким, простите, местом слушают его слова те «светочи разума», что предлагают «включить в состав России» («зачистить от нацистов», «взять под контроль» – нужное подчеркнуть) исключительно Юг и Восток нынешней Украины, а остальное послать куда подальше – «и пусть сами разбираются». Мне интересно, сколько еще нужно атак на приграничные области России, терактов и вовсе (как показывает практика) не голословных заявлений Киева о дальнейшем расширении боевых действий «на вражескую территорию» для того, чтобы до всех дошло очевидное. Государственное образование величиной даже в одну область, над которым будет развеваться желто-синяя тряпка, останется вечным и неизменным источником опасности и угроз для России.
Впрочем, чаще звучат все-таки более здравые мысли: «федерализировать» нынешнюю «нэзалэжную», разделить ее на несколько «нейтральных» государств, намертво вбитых в геополитическую орбиту Москвы, и тому подобное. Прекрасно! Вот это уже гораздо более похоже на реалистичный план по созданию той самой «зоны безопасности», ради которой (если верить большим руководителям) все и затевалось. Однако при всем этом остается открытым вопрос о том, какова конкретно будет цена, которую России придется за нее заплатить. В деньгах, материальных ресурсах и человеческих жизнях прежде всего. То, что впереди, аж до самой польской границы, простирается вовсе не дружественная территория, где недостаточно будет заменить флаги и вывески да переназначить чиновников, похоже, уже всем ясно. Но где же выводы из этого факта?
То, что принесшая на земли бывшей Украины освобождение от нацистского режима Россия не очень хорошо понимает, как с ними поступать дальше, стало уже совершенно очевидно для всех. Увы, для пытающегося продлить свою агонию Киева – в первую очередь. И вот там как раз совершенно четко знают, чего хотят. «Вернуть оккупированные территории» и устроить на них кровавый террор против всех, кто посмел хоть в чем-то сотрудничать с освободителями. Кстати, выступление Кобца там тоже услышали вполне отчетливо. И отреагировали на него возбуждением уголовного дела по статье «Государственная измена». 10 лет лишения свободы. Надо сказать, что режим Зеленского с помощью карманного «парламента» принял за последнее время целый пакет законодательных актов, в соответствии с которыми любое сотрудничество с российскими освободительными войсками или же созданными ими военно-гражданскими администрациями влечет за собой предельно неприятные последствия, зафиксированные в Уголовном кодексе Украины. И знаете, в чем заключается главный казус и парадокс? А в том, что де-юре на территории Херсонской области по сей день действуют законы Украины. Ведь ни о чем другом никем официально не объявлялось. Или нет? И это только одна из коллизий, вызванных тем, что создание новых субъектов государственности там, откуда изгнана укронацистская нечисть, пущено на самотек или «поставлено на паузу».
В лучшем случае это порождает некий вакуум, создает «серую зону», в которой вынуждены существовать угодившие в нее люди. В худшем же – приводит к ситуациям, когда уверенно и нагло ведут себя как раз «украинские патриоты» (вроде тех, что раз за разом устраивают провокационные демарши в том же Херсоне), однозначно враждебные России. А те, кто готов ее поддержать, пребывают в полнейшей растерянности и недоумении. Заявления местных лидеров вроде Кобца или Сальдо – это замечательно. Но, не в обиду им будь сказано, судьбы освобождаемых областей будут решаться на несколько других уровнях.
Начинать нужно было вчера
И вот как раз на этих самых уровнях сегодня и продолжают хранить гробовое молчание те, кому давно пора бы уже пролить свет на будущее миллионов людей. Тех, кого уже освободили. Тех, кто этого освобождения с тающей постепенно надеждой ожидает. И, кстати говоря, тех, кто его смертельно боится. Да, да, да – именно украинским «патриотам» было бы вовсе нелишне втолковать, что их надежды на то, что все «вернется на круги своя» (пусть не сейчас, так позже), тщетны и несбыточны. Рванут за кордон? Тем лучше! «Встанут в ряды»? А вот это весьма спорный вопрос. Поверьте, как раз четкое объяснение того, что государство Украина не будет существовать после окончания СВО ни в каком виде, границах и формах, может послужить для многих сильнейшим побудительным стимулом к уклонению от призыва или сдаче в плен. В первую очередь для тех, кто рванул в ряды ВСУ, ободренный победными реляциями укропропаганды в надежде на будущие «ништяки», которые сегодня так щедро сулит «захысныкам» режим Зеленского. Квартиры, огромные денежные выплаты, льготы и привилегии. «Герои АТО» вкусили всего этого сполна за прошедшие восемь лет. Доверчивые дурныки сегодня рвутся повторить их «успех», только, так сказать, в улучшенном и ускоренном варианте. Думаете, мало таких? Вы просто не знаете украинцев... Десятки тысяч.
Но, вот если им четко дать понять, что никаких обещанных «плюшек» они не дождутся, даже уцелев на поле боя, по причине ухода в небытие тех, кто раздавал обещания, энтузиазм этих «вояк» значительно поубавится. Да, останутся мотивированные, совершенно «отбитые», измазанные в крови. Но и процент дезертиров, поверьте, будет немаленьким – в особенности если все это будет сопровождаться очередными «котлами» на фронте с соответствующим их информационным освещением. Ну а уж если людям пообещать еще и реальные материальные блага – хотя бы в виде прощения долгов по коммуналке, во многих украинских семьях доросших уже до десятков, а то и сотен тысяч гривен, процесс развала ВСУ пойдет еще веселее.
Позволю себе заметить, что еще одной (если не главной) ошибкой в наведении порядка на освобожденных территориях является отсутствие некоего центра, органа, олицетворяющего собой гипотетическую «новую Украину» (Малороссию или еще как-то, сейчас это не суть важно). Некий «Комитет спасения», или «Совет освобождения», или «Антифашистский народный фронт» из узнаваемых на Украине, пользующихся там (у вменяемой части населения) определенным авторитетом лиц необходимо создавать не сегодня. И даже не вчера! Он должен был быть сформирован до 24 февраля и уже в этот день обратиться с первым воззванием к соотечественникам! Догадываюсь о причинах, по которым этого не было сделано, и умолчу о них. Но ведь сейчас еще не поздно! И речь тут вовсе не о «новом правительстве» или «оккупационной администрации», о которых болбочут в Киеве, выдвигая версии одна нелепее другой.
Это должен быть именно переходный орган для периода проведения военной спецоперации. Те, кто примет страну от освободителей и передаст ее уже новой власти. Совершенно не факт, что они захотят войти в ее состав. Главное, чтобы уже сейчас появилась реальная, зримая и легитимная в глазах как России, так и пророссийской части населения удерживаемых укронацистами территорий альтернатива киевскому режиму. Люди, которые внятно и доступно для каждого жителя этой несчастной земли смогут нарисовать какие-то конкретные перспективы ее дальнейшего бытия, дать гражданам надежду, какие-то ориентиры и понимание смысла и сути происходящего. Как минимум – очертить основные контуры и озвучить возможные варианты. Это не говоря о том, что с помощью этих людей как можно скорее должна быть начата работа хотя бы над набросками того нового законодательства и государственного устройства, при которых предстоит жить очищенной от нацистов стране.
Если ничего подобного сделано не будет, освобожденные территории, являющиеся в настоящий момент прежде всего тылами российской армии, ждут «разброд и шатание», хаос и «ползучее» возвращение укронацистов. Сперва – в виде устраивающих провокации «активистов», затем – в виде диверсионно-террористических групп, а там – и в более серьезных объемах. Поверьте, этому отребью есть что терять и «своего» они отдавать не намерены. Конечно, можно пресекать подобные поползновения силами военных подразделений и Росгвардии. Но к чему отрывать эти силы от наступления, от операции по военному разгрому киевского режима, если все можно построить гораздо рациональнее? Реально воспрепятствовать возрождению того Зла, которое сегодня русские воины громят лицом к лицу на передовой, можно только созданием в их тылу совершенно новой страны, способной поддержать своих освободителей, а не ударить им в спину.